Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Денежно-кредитная политика в странах мира

ФРС США в 2021 г. сохраняла диапазон ставки по федеральным фондам на неизменном уровне 0,00 - 0,25%. Выкуп активов (QE) планируется продолжить в объеме 120 млрд долл. В целях поисках компромисса между нарастающим инфляционным давлением и сохранением стабильности на финансовых рынках председатель ФРС США Дж. Пауэлл в сентябре сообщил о том, что программа QE будет постепенно свернута к середине 2022 года.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) сохранял базовую процентную ставку по кредитам на нулевом уровне, ставку по депозитам на уровне - 0,5%, ставку по маржинальным кредитам на уровне 0,25%. ЕЦБ намерен продолжать реализацию запущенной ранее программы выкупа активов прежними темпами (20 млрд евро в месяц).

Банк Японии продолжал в 2021 году удерживать ключевую процентную ставку на отрицательном уровне -0,1% и таргетировать доходность 10-летних гособлигаций на уровне, близком к 0%. Регулятор планирует продолжать выкуп бумаг биржевых инвестиционных фондов (ETF), объем которого составляет около 12 трлн иен.

В августе Банк Кореи первым среди центральных банков развитых стран повысил ключевую ставку на 25 базисных пунктов до 0,75% годовых.

Ряд центральных банков развивающихся стран либо уже повысил ключевые ставки в 1п'21, либо сигнализировали об окончании циклов смягчения. Банк Бразилии с марта по август поднял ключевую ставку на 425 базисных пунктов до 6,25% годовых. Центральный банк Мексики дважды в текущем году увеличил ставку - суммарно на 50 базисных пунктов до 4,5% годовых. Единственная страна, в которой в ответ на рост инфляции центральный банк снижает процентную ставку - Турция, где на фоне роста инфляции в августе до 19,3% г/г в сентябре ставка была понижена с 19% до 18% годовых.

00000014.png

Таким образом, среднесрочные глобальные перспективы остаются неопределенными и неустойчивыми.

- С одной стороны, масштабные фискальные и монетарные меры стимулируют внутренний спрос, транслирующийся в ускорение инфляции. Возможная дестабилизация инфляционных ожиданий и последующий рост стоимости обслуживания рекордного государственного долга в условиях высоких дефицитов может привести к проблемам рефинансирования и спровоцировать суверенные дефолты и банкротства в корпоративном секторе.

- С другой стороны, возможное ужесточение ДКП в крупнейших странах (в первую очередь ФРС США) рискует спровоцировать уход из рисковых активов и ударит в первую очередь по отдельным развивающимся странам, усугубляя и без того их неустойчивую финансовую ситуацию.

В этих условиях страны, предпринимающие усилия по скорейшей нормализации политики (бюджетной и ДКП), окажутся в гораздо лучшей ситуации перед лицом очередного циклического замедления мировой экономики и/или финансового кризиса.