Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

1.4. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году поставило новые вызовы и задачи, как перед органами государственной власти регионов, так и перед федеральным центром при настройке межбюджетных отношений.

В сложившихся условиях приоритетом стало содействие обеспечению сбалансированности региональных и местных бюджетов, снижение рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств. Были приняты меры по оказанию беспрецедентной поддержки:

- объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета увеличен до 3,7 трлн рублей (на 54% к 2019 году), в том числе 300 млрд рублей на дополнительные дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности;

- 53 регионам предоставлены льготные бюджетные кредиты на 224 млрд рублей по ставке 0,1% с последующей реструктуризацией задолженности до 2029 г.;

- продлены сроки погашения реструктурированных бюджетных кредитов и предусмотрено освобождение от погашения бюджетных кредитов в 2020 году;

- увеличен срок (с 90 до 240 дней) и предельный размер (до 360,0 млрд рублей) бюджетных кредитов на пополнение остатка средств;

- утверждены индивидуальные программы развития для 10 субъектов РФ с низким уровнем социально-экономического развития со сроком реализации 5 лет.

В 2020 году также были внесены изменения в бюджетное законодательство и иные нормативные акты, направленные на обеспечение бюджетной устойчивости и повышение эффективности межбюджетного регулирования. Изменения носят, как временный антикризисный характер, так и бессрочный стимулирующий характер.

- установлена возможность превышения в 2020 году предельных значений основных показателей дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга;

- расширена возможность по финансированию расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных полномочиям субъектов РФ (вопросам местного значения) (до 1 января 2022 года);

- предусмотрена возможность превышения установленного норматива формирования расходов на содержание органов власти субъектов (до 1 января 2022 года);

- смягчены обязательства регионов по соглашениям о социально-экономическом развитии и оздоровлении госфинансов, исключена финансовая ответственность за их невыполнение (до 1 января 2022 года).

- внедрен механизм финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры (в целях реализации новых инвестиционных проектов) за счет средств, высвобождаемых в 2021 - 2024 гг. в результате реструктуризации бюджетных кредитов с последующим списанием задолженности за счет дополнительного поступления налогов в федеральный бюджет от реализации данных проектов;

- введена возможность предоставления в 2020 - 2021 годах "горизонтальных" бюджетных кредитов;

- предоставлена возможность направления сложившейся у субъекта экономии по контрактам, связанным с МБТ на реализацию нацпроектов в этом же регионе;

- срок заключения соглашений на предоставление субсидий и иных МБТ из федерального бюджета сокращен до 1 января очередного года (до начала 2021 года были заключены соглашения на 1,35 трлн рублей или 99% от общей целевой финансовой помощи: в 2021 году аналогичные требования распространяются на межбюджетные отношения регионов и муниципальных образований);

- предоставлена возможность установления дифференцированных нормативов отчислений от налога в рамках режима УСН, исходя из конкретных показателей (в т.ч. показателя выпадающих доходов по ЕНВД в связи с его отменой с 2021 года).

00000009.png

В результате предпринятых мер, а также реализации масштабного пакета поддержки экономики и граждан со стороны федерального центра в 2020 году удалось избежать существенного сокращения собственной налоговой базы регионов (собственные доходы сократились лишь на 2% - преимущественно в части поступления налога на прибыль в наиболее финансово-устойчивых регионах - нефтегазовых и столичных), в то время как совокупная доходная база с учетом МБТ выросла на 10% по итогам года. Несмотря на рост расходов бюджетов регионов почти на 15%, дефицит в целом остался на безопасном уровне - 6% к собственных доходов.

В 2021 году собственная доходная база регионов не только полностью восстановилась, но и превысила плановые допандемийные уровни тренда. Динамика поступлений по НДФЛ (+15% г/г к 8м'20, что соответствует среднегодовым темпам роста к допандемийному периоду 8м'19 в размере +8,6%) соответствует повышению темпов роста оплаты труда на фоне возвращения рынка труда к полной занятости. Поступления по налогу на прибыль также превысили допандемийные трендовые уровни (+43% г/г к 8м'20 или +8,3% CAGR 8м'21/8м'19). При этом положительная динамика характерна как для регионов с высокой долей отраслей ТЭК и ГМК в экономике (+61% г/г к 8м'20 или +5% CAGR 8м'21/8м'19), так и для несырьевых регионов (+37% г/г к 8м'20 или +10% CAGR 8м'21/8м'19).

В результате по итогам 2021 года ожидается профицитное исполнение консолидированных бюджетов субъектов. Дополнительную поддержку региональным финансам окажет реструктуризация бюджетных кредитов, рефинансирование коммерческой задолженности и предоставление льготных инфраструктурных кредитов.