Требования к структуре и содержанию главы 8 "Анализ нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные и запроектные аварии"

Требования к структуре и содержанию главы 8 "Анализ

нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные

и запроектные аварии"

40. В главе 8 "Анализ нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные и запроектные аварии" должны представляться результаты анализа нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные аварии и ЗПА.

41. Оценка безопасности судна АТО в ООБ должна включать вероятностный анализ безопасности, анализ реакций систем и судна АТО в целом на возможные ИС. Анализ проводится с целью определения последовательности событий (сценариев) и условий их прохождения с учетом зависимых и независимых отказов и повреждений систем и элементов или ошибок персонала, усугубляющих ситуацию.

42. В настоящей главе следует определять сценарии прогнозируемых событий и их последствия, а также оценивать возможности вмешательства в работу систем с целью контроля хода процессов.

При анализе на каждое прогнозируемое ИС накладываются независимые отказы, необнаруживаемые отказы, внешние, связанные с аварией судна АТО, отказы по общей причине, ошибки персонала.

Анализ безопасности следует проводить по перечням ИС, для которых формируются перечни проектных аварий и ЗПА.

43. На основе результатов анализа нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, должно быть подтверждено, что для всех эксплуатационных состояний судна АТО при возникновении нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, обеспечивается соблюдение установленных в проекте судна АТО проектных пределов и критериев безопасности.

44. Глава 8 "Анализ нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные и запроектные аварии" должна содержать следующие разделы:

8.1. "Проектные аварии".

8.2. "Запроектные аварии".

45. Раздел 8.1. "Проектные аварии" должен включать следующие подразделы:

8.1.1. "Окончательный перечень исходных событий проектных аварий".

8.1.2. "Анализ проектных аварий".

46. В подразделе 8.1.1 "Окончательный перечень исходных событий проектных аварий" необходимо представлять обоснование окончательного перечня ИС проектных аварий, включая:

обоснование того, что перечень сформирован с учетом примерного перечня ИС для анализа проектных аварий, приведенного в приложении N 5 к настоящим Требованиям (в случае если из рассмотрения исключено какое-либо ИС, приведенное в указанном примерном перечне, то должно представляться обоснование такого исключения), а также опыта эксплуатации судов АТО аналогичного типа;

подтверждение того, что в окончательном перечне ИС учтены все виды событий, способных привести к аварии (отказы оборудования, ошибки персонала, внешние воздействия природного и техногенного характера), все возможные места нахождения ЯМ, РВ и РАО, где может возникнуть авария (хранилища ЯТ, места нахождения ЯТ при транспортировании, емкости и трубопроводы системы обращения с РАО), а также все возможные эксплуатационные состояния судна АТО.

Окончательный перечень ИС проектных аварий должен содержать классификацию ИС по типу их воздействия на судно и по вероятности их возникновения.

47. В подразделе 8.1.2 "Анализ проектных аварий" должно представляться подтверждение того, что для каждого ИС, входящего в окончательный перечень ИС для анализа проектных аварий, анализ безопасности выполнен на основе консервативного подхода.

Для каждого анализируемого ИС должны приводиться следующие сведения:

определение ИС (причина возникновения, степень нарушения и (или) признаки в зависимости от характера ИС);

исходное состояние СВБ;

допущения, принятые при выполнении анализа;

проектные пределы и критерии безопасности, принятые для оценки результатов анализа.

48. Результаты анализа проектных аварий в подразделе 8.1.2 "Анализ проектных аварий" должны содержать следующую информацию:

последовательность срабатывания механизмов и систем, выдачи сигналов, срабатывания уставок предупредительных и предельных (расчетных) значений параметров, необходимые действия экипажа и специального персонала;

границы начала и окончания действий СБ;

влияние действующих систем нормальной эксплуатации на протекание процесса;

требования к представлению необходимой должностным лицам информации о развитии ситуации, включая показания приборов.

49. В подразделе 8.1.2 "Анализ проектных аварий" следует приводить качественные оценки тяжести последствий ИС при наложении на него независимых и зависимых отказов или ошибочных действий персонала. На основе таких оценок для рассматриваемого типа (группы) ИС необходимо выделять такие последовательности (цепочки) событий и отказов, которые могут иметь наиболее тяжелые последствия.

Минимальный перечень параметров, представляемый по результатам анализа нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные и тяжелые аварии, приведен в приложении N 6 к настоящим Требованиям.

50. Раздел 8.2 "Запроектные аварии" должен содержать следующие подразделы:

8.2.1. "Перечень запроектных аварий".

8.2.2. "Анализ запроектных аварий".

51. В подразделе 8.2.1 "Перечень запроектных аварий" должны представляться:

перечень ЗПА (включая тяжелые аварии), принятый в проекте судна АТО;

сведения о принятом подходе при формировании перечня ЗПА;

обоснование перечня ЗПА.

Обоснование перечня ЗПА должно включать подтверждение того, что:

принятый перечень ЗПА включает представительные сценарии для определения мер по управлению такими авариями, и что представительность сценариев обеспечивается посредством учета уровней тяжести состояния судна АТО и возможных состояний работоспособности или неработоспособности СБ. Перечень исходных данных для выполнения анализа ЗПА, подлежащих приведению в ООБ, представлен в приложении N 7 к настоящим Требованиям;

представленный в ООБ перечень ЗПА сформирован с учетом примерного перечня ИС для анализа проектных аварий, приведенного в приложении N 5 к настоящим Требованиям, анализа последствий отказов элементов, отобранных для последующего подробного анализа и опыта эксплуатации судов аналогичного типа;

в окончательном перечне ЗПА учтены все виды событий, способные привести к аварии (отказы оборудования, ошибки экипажа и специального персонала, внешние воздействия природного и техногенного характера), а также все возможные места нахождения ЯМ, РВ и РАО, где может возникнуть авария (хранилища ЯТ, места нахождения ЯТ при транспортировании, емкости и трубопроводы системы обращения с РАО и РВ).

52. В подразделе 8.2.2 "Анализ запроектных аварий" должно обосновываться, что анализ ЗПА является реалистическим (неконсервативным).

Для каждой анализируемой ЗПА должны приводиться следующие сведения:

причина возникновения, степень нарушения и (или) признаки в зависимости от характера причины;

исходное состояние СВБ;

допущения, принятые при выполнении анализа;

проектные пределы и критерии безопасности, принятые для оценки результатов анализа.

Требования к объему представления результатов анализа ЗПА в подразделе 8.2.2 "Анализ запроектных аварий" аналогичны требованиям, предъявляемым к анализу проектных аварий в пунктах 47 - 49 настоящих Требований.

В подразделе 8.2.2 "Анализ запроектных аварий" должна приводиться информация о стратегии управления ЗПА, разработанная на основе анализа ЗПА.

Результаты анализа ЗПА, представленные в ООБ, должны демонстрировать эффективность мер, предусмотренных проектами РУ, ЯЭУ и судна АТО, по управлению ЗПА.