6. Оценка рисков ОД/ФТ должна охватывать всю деятельность аудитора, включая бенефициарных владельцев аудиторской организации, их клиентов и оказываемые ими услуги.
7. При определении уровня риска ОД/ФТ аудитора учитываются:
1) результаты национальной и секторальной оценок рисков ОД/ФТ;
2) возможные нарушения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, в том числе информация о которых получена от Росфинмониторинга;
3) допущенные нарушения законодательства об аудиторской деятельности;
4) результаты осуществления контрольно-надзорной деятельности;
5) возможные нарушения законодательства, информация о которых получена от других органов власти, организаций и граждан.
8. Исходя из результатов национальной и секторальной оценок рисков ОД/ФТ для каждой группы аудиторов определяются следующие потенциальные "клиентские" угрозы ОД/ФТ:
1) для аудиторов значительного уровня риска ОД/ФТ:
а) наличие среди клиентов большого количества/преимущественно общественно значимых организаций, имеющих повышенные риски ОД/ФТ (осуществляют трансграничные операции, операции с денежными средствами или иным имуществом, др.);
б) наличие среди клиентов большого количества общественно значимых организаций на финансовом рынке (кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, др.);
в) совершение аудиторами от имени или по поручению клиентов операций с денежными средствами или иным имуществом (сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций);
г) наличие среди клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и имеющих высокие и повышенные риски ОД/ФТ;
2) для аудиторов умеренного уровня риска ОД/ФТ:
а) наличие среди клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и имеющих умеренные риски ОД/ФТ (ломбарды, операторы по приему платежей, операторы связи, др.);
б) совершение аудиторами от имени или по поручению своих клиентов операций с денежными средствами или иным имуществом (сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций);
3) для аудиторов низкого уровня риска ОД/ФТ:
а) наличие среди клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и имеющих низкие риски ОД/ФТ;
б) совершение аудиторами от имени или по поручению своих клиентов операций с денежными средствами или иным имуществом.
9. К группе критериев, связанных с возможными нарушениями законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, относятся:
1) нарушения требований по надлежащей проверке клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, идентификации;
2) отсутствие специального должностного лица или его несоответствие предъявляемым квалификационным требованиям;
3) отсутствие правил внутреннего контроля или их несоответствие законодательству;
4) непрохождение или несвоевременное прохождение обучения специальным должностным лицом и иными работниками аудиторской организации, должностные обязанности которых сопряжены с исполнением обязанностей в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ;
5) невыполнение требования в отношении применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
6) неиспользование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, перечня лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения, а также решений межведомственного координационного органа по противодействию финансированию терроризма;
7) невыполнение требования по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества с нарушением установленных сроков <2>;
--------------------------------
<2> Для объектов контроля, оказывающих услуги, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ.
8) непринятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, публичных должностных лиц;
9) непринятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;
10) невыполнение требования в отношении повышенного внимания операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации публичными должностными лицами, их родственниками или от имени указанных лиц;
11) признаки вовлеченности субъекта в схемы ОД/ФТ <3>;
--------------------------------
<3> Информация, полученная в результате информационного обмена с Росфинмониторингом.
12) неиспользование личного кабинета на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга или его отсутствие;
13) нарушение порядка и сроков уведомления Росфинмониторинга, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82 "О порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг", а также недостоверность направляемой информации;
14) разглашение факта передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации;
15) необеспечение хранения документов, содержащих сведения, указанные в статье 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
10. К группе критериев, связанных с допущенными нарушениями законодательства об аудиторской деятельности, относится неисполнение, несвоевременное или неполное исполнение предписаний об устранении нарушений законодательства об аудиторской деятельности.
11. К группе критериев, связанных с результатами осуществления контрольно-надзорной деятельности, относятся:
1) нарушения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ в течение предшествующих трех лет;
2) неисполнение, несвоевременное или неполное исполнение предписаний об устранении нарушений законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;
3) воспрепятствование осуществлению проверки соблюдения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;
4) предоставление недостоверных сведений в ходе проверок.
12. К группе критериев, связанных с возможными нарушениями законодательства, информация о которых получена от других органов власти, организаций и граждан, относятся:
1) поступление сведений о возбуждении уголовного дела в отношении руководителей, бенефициарных владельцев аудиторов;
2) поступление сведений о признании аудиторского заключения заведомо ложным;
3) поступление сведений о возбуждении административного дела в отношении аудиторов;
4) поступление сведений от органов власти, организаций и граждан о признаках и фактах нарушения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ.
13. Каждый аудитор подлежит оценке по всем группам критериев, предусмотренным настоящими Методическими рекомендациями. Выборочная оценка недопустима.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875