Организация и осуществление проверок

3. В правилах организации и осуществления ВККР субъекты контроля:

а) устанавливают, что при организации и осуществлении контроля соблюдения аудиторами законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ применяется риск-ориентированный подход;

б) определяют порядок реализации риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контроля соблюдения аудиторами законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, в частности, критерии отнесения аудиторов к уровням риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ), периодичность проведения проверок соблюдения требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ.

4. При планировании ВККР субъекты контроля осуществляют:

а) отнесение аудиторов к следующим уровням риска ОД/ФТ, определенным Отчетом о секторальной оценке рисков отмывания (легализации) денежных средств и финансирования терроризма с участием аудиторов <1>: значительный, умеренный, низкий. Результаты отнесения аудиторов к уровням риска ОД/ФТ подлежат пересмотру не реже одного раза в три года. Кроме того, пересмотр уровня риска ОД/ФТ производится в случаях существенных изменений в законодательстве о ПОДФТ и ФРОМУ, экономических условиях в Российской Федерации, в деятельности аудиторов;

--------------------------------

<1> Одобрен решением Совета по аудиторской деятельности от 14 декабря 2018 г. и утвержден решением Межведомственной комиссии по ПОДФТ/ФРОМУ от 25 января 2019 г.

б) подготовку перечня вопросов соблюдения аудиторами законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ.

5. При осуществлении ВККР субъекты контроля:

а) конкретизируют предмет контроля соблюдения аудитором законодательства о ПОД/ФТ и ФРОМУ: только осуществление от имени или по поручению клиента операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), только осуществление аудиторской деятельности, осуществление обоих видов деятельности;

б) проводят проверку деятельности аудитора по перечню вопросов соблюдения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;

в) анализируют деятельность аудитора с точки зрения наличия оснований для пересмотра его уровня риска ОД/ФТ.

5.1. В случае если аудитор готовил или осуществлял от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, а также если аудитор оказывал аудиторские услуги и наряду с этим готовил и осуществлял указанные операции, предметом проверки является соблюдение законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ в части:

- идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установление иной информации о клиенте;

- применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

- организации внутреннего контроля (наличие правил внутреннего контроля и назначенного специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля);

- фиксирования и хранения информации;

- исполнения требований, установленных подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ в отношении приема на обслуживание и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц (далее - публичные должностные лица);

- наличия личного кабинета на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга;

- уведомления Росфинмониторинга о сделках или о финансовых операциях, в отношении которых есть подозрения, что они могли быть осуществлены в целях ОД/ФТ;

- соблюдения сроков и порядка уведомления Росфинмониторинга;

- неразглашение факта передачи информации в Росфинмониторинг.

5.2. В случае если аудитор осуществлял только аудиторскую деятельность, предметом проверки является соблюдение законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ в части:

- разработки правил внутреннего контроля;

- назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

- наличия личного кабинета на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга;

- уведомления Росфинмониторинга о сделках или о финансовых операциях, в отношении которых есть подозрения, что они могли быть осуществлены в целях ОД/ФТ;

- соблюдения сроков и порядка уведомления Росфинмониторинга;

- неразглашение факта передачи информации в Росфинмониторинг.

В целях проверки соблюдения аудитором требований, перечисленных в настоящем пункте, субъект контроля проверяет также соблюдение аудитором требований по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установление иной информации о клиенте, по фиксированию и хранению информации, предусмотренных соответствующими стандартами аудиторской деятельности.