Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 15.09.2021 N 533)
В целях совершенствования работы по защите интересов органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в судах, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить своевременное и квалифицированное представительство органов прокуратуры Российской Федерации при рассмотрении в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и мировыми судьями (далее - суды) гражданских и административных дел (далее - дела) по спорам, в которых органы прокуратуры Российской Федерации и их должностные лица являются стороной спорных правоотношений, заинтересованными или третьими лицами.
2. Ректору Университета Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Университет) регламентировать соответствующими организационно-распорядительными документами организацию работы по обеспечению представительства и защите интересов Университета и ее должностных лиц в судах.
3. Основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих представительство органов прокуратуры Российской Федерации при рассмотрении дел в судах, считать:
формирование правовой позиции и подготовку необходимых материалов для рассмотрения судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, в которых органы прокуратуры Российской Федерации и (или) их должностные лица являются стороной спорных правоотношений, заинтересованными или третьими лицами, в том числе при пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, рассмотрении вопросов, связанных с распределением судебных и иных расходов;
оценку законности и обоснованности судебных актов по таким делам и при необходимости их своевременное апелляционное, кассационное и надзорное обжалование.
4. Представительство и защиту интересов органов прокуратуры Российской Федерации и (или) их должностных лиц осуществлять следующим подразделениям (далее - ответственные подразделения):
структурным подразделениям Главной военной прокуратуры, военных прокуратур округов, флотов и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации, а также прокурорам военных прокуратур гарнизонов и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов, согласно компетенции - по делам, которые инициированы в связи с решениями, действиями (бездействием) органов военной прокуратуры и (или) их должностных лиц;
Главному управлению обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации - по делам, которые инициированы в связи с решениями, действиями (бездействием) органов прокуратуры и (или) их должностных лиц по вопросам хозяйственно-финансового обеспечения, отнесенным к компетенции указанного подразделения, в том числе использования и освобождения специализированного жилищного фонда, находящегося в оперативном управлении центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
Главному управлению правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации - по делам, инициированным в связи с решениями, действиями (бездействием) органов прокуратуры и (или) их должностных лиц по вопросам информационно-коммуникационных технологий, отнесенным к компетенции указанного подразделения, в том числе соблюдения требований законодательства о контрактной системе при заключении и исполнении государственных контрактов, по которым данное подразделение выполняет функции государственного заказчика;
(абзац введен Приказом Генпрокуратуры России от 15.09.2021 N 533)
подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, на которые возложен надзор за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, - по делам, которые инициированы в связи с решениями, действиями (бездействием) органов прокуратуры и (или) их должностных лиц по вопросам, связанным с осуществлением такого рода надзорной деятельности;
управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также тем структурным подразделениям прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, на которые возложены обязанности по обеспечению участия прокуроров в гражданском, административном и арбитражном процессе, - по всем остальным делам, в которых органы прокуратуры Российской Федерации и (или) их должностные лица являются стороной спорных правоотношений, заинтересованными или третьими лицами.
5. При наличии сведений о нарушении прав и законных интересов органов прокуратуры Российской Федерации всем структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в соответствии с их компетенцией:
а) принимать все предусмотренные законом меры к досудебному урегулированию спора, устранению допущенных нарушений прав и интересов;
б) при невозможности внесудебного разрешения спора обеспечивать оперативную подготовку проектов административных исковых заявлений, исков или заявлений (далее - заявлений) и иных документов, необходимых согласно требованиям процессуального законодательства для обращения в суд; сбор относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, обосновывающих заявленные требования и подтверждающих юридически значимые обстоятельства.
Указанные документы и материалы передавать для согласования в ответственные подразделения в соответствии с их компетенцией, определенной в пункте 4 настоящего приказа.
Согласованные заявления в защиту прав и интересов органов прокуратуры предъявлять в суды с соблюдением правил подведомственности и подсудности.
Копии предъявленных заявлений с копиями прилагаемых к ним документов, а также документов, подтверждающих факт обращения в суд, передавать в ответственные подразделения.
5.1. Ответственным подразделениям при поступлении таких документов:
своевременно рассматривать и при отсутствии замечаний согласовывать проекты заявлений;
обеспечивать поддержание заявления в суде;
запрашивать при необходимости дополнительные материалы и сведения, которые должны быть представлены в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 9.1 настоящего приказа;
информировать заинтересованное подразделение о результатах рассмотрения дела.
6. Полномочия представителя органа прокуратуры Российской Федерации и (или) его должностного лица на ведение дела в суде (далее - представитель) подтверждать доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с требованиями закона (статьи 185 - 187 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 53, 54 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьи 55 - 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), статьи 61, 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и в порядке, установленном настоящим приказом.
6.1. Представителя назначать из числа наиболее квалифицированных прокуроров ответственных подразделений органов прокуратуры Российской Федерации, а также городских, районных, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур в случае делегирования таких полномочий.
6.2. Иметь в виду, что решением Генерального прокурора Российской Федерации или лица, его замещающего, представительство интересов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и (или) ее должностных лиц может быть поручено иному (кроме ответственного) подразделению центрального аппарата, которое обязано для учета и анализа информировать ответственное подразделение о движении и результатах рассмотрения такого спора согласно компетенции, установленной в пункте 4 настоящего приказа. Направление этих сведений осуществлять в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 9.5 настоящего приказа.
Представительство интересов Генеральной прокуратуры Российской Федерации иными ее подразделениями (кроме ответственных) без указанного выше поручения не допускать.
6.3. Аналогичный изложенному в пункте 6.2 настоящего приказа порядок распространить на прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.
6.4. Доверенность на представление и защиту интересов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и (или) ее должностных лиц выдавать заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, курирующим направления деятельности, указанные в пункте 4 настоящего приказа, а по делам, в которых стороной спорных правоотношений, заинтересованным или третьим лицом выступает Главная военная прокуратура и (или) ее должностные лица, - заместителям Главного военного прокурора.
6.5. Доверенность на представление и защиту интересов прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры и (или) ее должностных лиц выдавать прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур либо их заместителям, курирующим направления деятельности, указанные в пункте 4 настоящего приказа.
6.6. В доверенности в обязательном порядке указывать дату ее выдачи, фамилию, имя, отчество, должность работника, представляющего интересы органа или организации прокуратуры Российской Федерации, полномочия представителя, а при необходимости - наименование суда, рассматривающего дело, предмет спора и лиц, участвующих в деле, а также иные сведения.
Право представителя на совершение каждого из основных распорядительных действий, перечисленных в статье 54 ГПК РФ, статье 56 КАС РФ и статье 62 АПК РФ, оговаривать отдельно.
В доверенность на ведение административного дела включать указание о наделении представителя правом совершать распорядительные действия самостоятельно или с согласия представляемого лица.
Доверенность оформлять на бланке установленного образца, а подпись выдавшего ее должностного лица органа прокуратуры Российской Федерации скреплять гербовой печатью.
6.7. Исходить из того, что доверенность, выданная в порядке пункта 6 настоящего приказа, может одновременно предусматривать полномочия представителя органа прокуратуры на представление интересов должностного лица этого органа прокуратуры, если оно привлечено к участию в деле в качестве гражданского (административного) ответчика или заинтересованного (третьего) лица в связи с исполнением служебных обязанностей.
7. Учитывать, что при необходимости обеспечения участия представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуры и (или) их должностных лиц в судебных заседаниях в судах, расположенных не по месту их нахождения, представление и защита интересов могут быть поручены должностному лицу прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуры по месту нахождения суда.
В этом случае кандидатуру представителя для оформления доверенности определять прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему прокурору военной и другой специализированной прокуратуры по месту нахождения суда или уполномоченному им заместителю.
8. В случаях, предусмотренных пунктом 7 настоящего приказа, в прокуратуру субъекта Российской Федерации, приравненную к ней военную и другую специализированную прокуратуру направлять поручение и выданную в соответствии с требованиями пункта 6 настоящего приказа доверенность на ведение дела.
К поручению прикладывать необходимые для разрешения спора документы.
Учитывать, что документы, прилагаемые для передачи в суд в качестве доказательства, должны отвечать требованиям процессуального законодательства (статья 71 ГПК РФ, статья 70 КАС РФ, статья 75 АПК РФ).
9. Представителю формировать правовую позицию по делу и согласовывать ее с ответственным подразделением в соответствии с компетенцией, установленной настоящим приказом.
Иметь в виду, что изменение основания, размера или предмета заявленных требований, полный или частичный отказ от таких требований, признание иска, заключение мирового соглашения подлежат обязательному согласованию с ответственным подразделением той прокуратуры, защита интересов которой осуществляется, а также с прокурором, предъявившим заявление в суд.
9.1. Принимать во внимание, что при формировании правовой позиции по делу представитель вправе запрашивать в органах прокуратуры Российской Федерации и у должностных лиц вне зависимости от внутриведомственной подчиненности все необходимые для разрешения спора материалы, которые должны быть ему представлены в указанный в запросе срок.
Исполнителю запроса передавать надлежащим образом заверенные копии документов, а в случае невозможности их передачи сообщать представителю сведения о лице, от которого они исходили либо у которого хранятся их подлинники, и о месте нахождения этого лица.
9.2. Обоснование правовой позиции по делу готовить в письменном виде.
9.3. Прокуратурам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокуратурам, прокуратурам городов, районов, другим приравненным к ним территориальным, военным и иным специализированным прокуратурам, представляющим на основании поручения интересы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и (или) ее должностных лиц, по всем вопросам, связанным с исполнением такого поручения, взаимодействовать с ответственным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе:
а) заблаговременно и до их передачи в суд согласовывать проекты всех подготовленных от имени представляемых лиц процессуальных документов (отзывов, возражений, жалоб и пр.);
б) уведомлять о принятом судебном акте;
в) направлять заверенные судом копии судебных актов.
Взаимодействие городской, районной, другой территориальной, военной и иной специализированной прокуратуры, представляющей интересы прокуратуры субъекта Российской Федерации и приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуры, с ее ответственным подразделением осуществлять в том же порядке.
9.4. Представителю копии судебных актов получать в день их вынесения, а если составление их мотивированного текста отложено, принимать меры к оперативному получению судебных актов, вынесенных в окончательной форме.
Давать оценку законности и обоснованности судебных актов, а при наличии спорных выводов суда представлять заключение либо вносить мотивированные предложения о необходимости обжалования судебного акта, а также представлять позицию в связи с процессуальными действиями других участников спора (возражения на апелляционные и иные жалобы, ходатайства и пр.).
9.5. Информацию по делу направлять в следующие сроки:
справку о результатах рассмотрения дела, а также (при наличии) копию резолютивной части принятого судебного акта - не позднее трех рабочих дней с момента оглашения судебного акта в судебном заседании;
копию судебного акта - не позднее одного рабочего дня с момента его получения;
сведения о вступлении решения (определения) в законную силу - не позднее трех рабочих дней с момента наступления указанного срока;
копии судебных извещений (определения о подготовке дела к судебному разбирательству, судебной повестки, телеграммы, телефонограммы, заказного письма и других), заявлений, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и прилагаемых к ним документов - не позднее одного рабочего дня с момента их поступления;
копии отзывов (возражений) на заявления, апелляционных, кассационных, иных жалоб лиц, участвующих в деле, и приложенных к ним документов - не позднее одного рабочего дня с момента их получения;
проекты частных и апелляционных жалоб либо заключение о законности и обоснованности судебного акта суда первой инстанции - не позднее семи рабочих дней до истечения процессуального срока для его обжалования;
проекты кассационных и надзорных жалоб либо заключение о законности и обоснованности судебного акта, вступившего в законную силу, - не позднее десяти рабочих дней со дня получения судебного постановления в окончательной форме.
Дополнительно истребованные ответственными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуры материалы (копии материалов) направлять в срок, не превышающий двух рабочих дней, если иной срок не указан в запросе.
10. Внутриведомственный обмен документами по гражданским, административным и арбитражным делам осуществлять фельдъегерской связью.
В случаях если срок для совершения процессуальных действий (представления материалов) составляет менее семи рабочих дней, информацию передавать по локальной сети в информационной системе обеспечения надзора за исполнением законов в органах прокуратуры Российской Федерации (ИСОП) или посредством факсимильной связи с последующим обязательным представлением документов на бумажных носителях.
11. Все передаваемые в суд документы и материалы обязательно регистрировать, учитывать и направлять на бумажном носителе или при наличии технической возможности в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По каждому судебному спору формировать отдельное наблюдательное производство.
К наблюдательному производству приобщать судебные извещения с конвертами (при их наличии), копии исков (заявлений), отзывы (возражения), надлежаще заверенные копии принятых по делу судебных актов, жалобы, другие процессуальные и иные документы, относящиеся к делу.
12. В целях надлежащей и своевременной подготовки к участию в судебном разбирательстве организовать на местах регулярный мониторинг, в том числе на официальном сайте судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информации о принятых судами к производству исках и заявлениях, затрагивающих интересы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
При выявлении таких сведений прокуратуре субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуре незамедлительно уведомлять о наличии спора (в том числе на стадии апелляционного и кассационного рассмотрения) ответственное подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, одновременно направлять копии соответствующих процессуальных документов.
При наличии технической возможности полученные информацию и судебные материалы направлять по сети ИСОП.
Аналогичным образом организовывать мониторинг и уведомление о делах, затрагивающих интересы прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.
13. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в соответствии с их компетенцией приводить в исполнение судебные акты в порядке, установленном законодательством, а в случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения - теми способами и в те сроки, которые обозначены судом. О принятых мерах незамедлительно сообщать в ответственные подразделения.
14. Ответственным подразделениям прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур в соответствии с компетенцией, установленной настоящим приказом, анализировать сведения о работе по обеспечению представительства и защите интересов органов прокуратуры Российской Федерации в судах согласно перечню, указанному в приложении к настоящему приказу.
Руководителям прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур докладные записки с обобщенной информацией о работе по итогам календарного года представлять в ответственные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их компетенцией не позднее 25 января.
Принимать во внимание, что руководители прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратур несут персональную ответственность за своевременное и полное представление обобщенной информации об итогах проделанной работы.
Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, Главному управлению обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главному управлению правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, Университету ежегодно обобщать состояние данной работы и до 25 февраля докладывать курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 15.09.2021 N 533)
(см. текст в предыдущей редакции)
Управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, Главному управлению обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главному управлению правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, Университету до 1 марта аналитические записки представлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, которому до 20 марта обобщенную информацию передавать курирующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации для доклада Генеральному прокурору Российской Федерации.
(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 15.09.2021 N 533)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Оценивать деятельность прокуроров на указанном направлении работы, исходя из реальной защиты интересов органов и организаций прокуратуры Российской Федерации; качества обеспечения представительства в суде; полноты и мотивированности подготовленных и направленных в суд документов и материалов; эффективности апелляционного, кассационного и надзорного обжалования судебных постановлений.
16. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23.10.2013 N 453 "Об организации работы по обеспечению представительства и защите интересов органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в судах".
17. Приказ опубликовать в журнале "Законность".
18. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875