Взаимоотношения между органом банковского надзора и внешним аудитором
Взаимоотношения между органом банковского
надзора и внешним аудитором
46. Задачи органа банковского надзора и внешнего аудита во многом схожи, хотя акценты различаются.
- Орган банковского надзора прежде всего озадачен поддержанием устойчивости банковского сектора и укреплением безопасности и надежности банков в целях обеспечения защиты интересов вкладчиков. Поэтому надзорный орган отслеживает настоящее и оценивает будущее банков и использует их финансовые отчеты при оценке их состояния и результатов деятельности. С другой стороны, внешний аудитор прежде всего обращает внимание на составление заключений по финотчетам, как правило, для акционеров либо совета директоров банка. Поступив таким образом, аудитор учитывает правильное использование менеджментом допущения о непрерывности деятельности. Аудитор принимает во внимание используемый менеджментом период оценки и, когда этот период составляет менее 12 месяцев с даты представления баланса, просит менеджмент продлить период оценки по крайней мере до 12 месяцев от этой даты. Если менеджмент отказывается делать это, то согласно МСА-570 о Действующем предприятии аудитор обязан рассмотреть необходимость изменения своего заключения ввиду ограниченного характера своей работы. Аудитор интересуется осведомленностью менеджмента о событиях и условиях после периода оценки, используемого менеджментом, что может вызвать значительные сомнения относительно способности банка продолжать свою деятельность.
- Орган банковского надзора должен удостовериться, что в каждом банке адекватно ведется документация, подготовленная в соответствии с принятыми учетной методикой и практикой, что позволяет ревизору оценивать финансовое состояние банка и рентабельность его бизнеса и следить за тем, чтобы банк регулярно публиковал и обеспечивал доступность финотчетов, которые объективно отражали бы его состояние. Внешний аудитор интересуется ведением достаточно надежных учетных записей в целях подготовки банком финотчетов, которые не содержат существенных искажений, тем самым позволяя внешнему аудитору делать заключения по этим финотчетам.
47. Если орган банковского надзора использует проверенную аудиторами финансовую отчетность в ходе надзорной деятельности, ему следует иметь в виду следующие факторы:
- обычно финансовые отчетности готовятся не только и не столько для удовлетворения надзорных потребностей;
- проведение аудита в соответствии со стандартами МСА предназначено для получения обоснованной уверенности в том, что финансовый отчет в целом не содержит существенных искажений;
- важность используемых учетных методик при подготовке финотчетов, поскольку механизмы финансовой отчетности требуют наличия суждения об их применении и могут предоставить выбор из определенных методик или способы их применения;
- в финотчеты входит информация, основанная на суждениях и оценках, сделанных менеджментом, и проверенная аудитором;
- на финансовое состояние банка могут повлиять последующие события, имевшие место после подготовки финотчета;
- орган банковского надзора не может допускать обязательную достаточность для себя аудиторской оценки внутреннего контроля, сделанной в целях аудита, поскольку цели оценки и тестирования внутреннего контроля инспектором и аудитором различаются;
- рассматриваемые внешним аудитором методики контроля и учета могут быть неидентичными тем, которые применяет банк при подготовке информации для банковского надзора.
48. Тем не менее существует много направлений, где работа банковского надзора и внешнего аудитора может быть полезной друг для друга. Сообщения аудиторов менеджменту и другие докладные записки аудиторов могут оказаться ценным подспорьем для проникновения в сущность различных аспектов операций банка. В практике многих стран обеспечивается доступ органов банковского надзора к таким материалам.
49. Подобным образом внешние аудиторы могут извлечь полезные вещи из информации, исходящей от надзорного органа. Если проводится надзорная проверка или интервью с менеджментом, сделанные при этом выводы могут быть полезны аудиторам, поскольку они представляют собой независимую оценку таких важных аспектов, как достаточность резерва на покрытие возможных потерь по ссудам, и фокусируют внимание на специфических направлениях надзорной деятельности. Надзорные органы могут также разрабатывать определенные пруденциальные нормативы или руководящие указания, к которым обеспечивается доступ банков и которые могут помочь аудиторам при подготовке аналитических обзоров.
50. Общаясь с менеджментом, органы надзора и внешние аудиторы осознают выгоды осведомленности о происходящем. Поэтому представляется взаимовыгодным оформлять такое общение в письменном виде с тем, чтобы оно составляло часть банковских архивов, к которым должен быть обеспечен доступ другой стороны.
51. В целях сохранения интереса обеих сторон к соблюдению конфиденциальности полученной информации во время выполнения соответствующих функций считается нормальным присутствие менеджмента банка или по крайней мере его информирование о контактах между надзорным органом и внешним аудитором. В соответствии с действующим законодательством и регулирующими правилами рекомендуется принимать своевременные надлежащие меры с тем, чтобы нельзя было обвинить внешних аудиторов в честном намерении раскрыть информацию надзорным органам. Эти меры могут выражаться в виде юридических инициатив или соглашения между банком, его менеджментом, внешним аудитором и надзорным органом. Это особенно относится к ситуациям, когда присутствие менеджмента скомпрометировало бы обсуждение, если, например, аудитор считает, что менеджмент вовлечен в мошенничество.
52. МСФ-260 "Связи вопросов аудита с вопросами управления" определяет проблемы управленческого интереса и обязывает аудиторов своевременно сообщать о них тем, кто отвечает за управление <*>. Вопросы аудита, вызывающие управленческий интерес, включают только те из них, которые привлекают внимание аудитора при проведении аудита. При проверке по нормам МСА от аудитора не требуется разрабатывать специальные процедуры для выделения вопросов, представляющих управленческий интерес. Эти вопросы, скорее, интересуют банковский надзор, особенно когда они могут потребовать принятия незамедлительных мер со стороны надзора. По требованиям надзорных, юридических или регулятивных механизмов, или заключенного официального соглашения, или протокола аудитор своевременно извещает о таких вопросах орган банковского надзора. В случае отсутствия таких требований, соглашений или протоколов аудитор понуждает менеджмент банка или отвечающие за управление лица своевременно извещать их об этих вопросах, которые, по суждению аудитора, могут вызвать живой интерес органа банковского надзора <**>. Более того, даже если нет потребности поступать таким образом, аудитор передает такие вопросы органу банковского надзора, если менеджмент или отвечающие за управление лица не делают этого. В этих обстоятельствах аудитор решает, защищает ли его законодательство в случае направления таких сообщений.
--------------------------------
<*> Обычно такие вопросы включают:
- общий подход и масштаб аудита, в том числе его ожидаемые ограничения или дополнительные требования;
- выбор учетной методики и практики или значительные изменения в них, которые оказывают или могли бы оказывать существенное воздействие на финансовые отчетности юридического лица;
- потенциальное воздействие на финотчеты таких значительных рисков и подверженностей рискам, как находящееся на рассмотрении судебное дело, которые требуется показывать в финотчетах;
- зарегистрированные или незарегистрированные юридическим лицом аудиторские характеристики, которые оказывают или могли бы оказать значительное воздействие на финотчеты этого лица;
- существенные неопределенности, связанные с событиями и обстоятельствами, которые могут вызвать большие сомнения относительно способности юридического лица продолжать свою деятельность;
- разногласия с менеджментом по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могли бы оказать значительное воздействие на финотчет этого лица или заключение аудитора. Эти коммуникации (переписка) включают рассмотрение того, был ли решен этот вопрос, и его значимости;
- ожидаемые изменения в заключении аудитора;
- другие вопросы, заслуживающие внимания отвечающих за управление лиц, такие, как состояние внутреннего контроля, честность менеджмента, мошенничество с вовлечением менеджмента;
- все прочие вопросы, согласованные в условиях соглашения.
<**> Четкие требования относительно направления сообщений органам банковского надзора уже установлены во многих странах законом, либо надзорными властями, либо официальными соглашениями или протоколом. Это служит обоюдным интересам аудиторов и органов банковского надзора. В странах, где отсутствуют такие требования, органы банковского надзора и бухучета поощряются к рассмотрению инициативы или оказанию поддержки принятию надлежащих мер в этой области.
53. Ниже приведены примеры других видов вопросов, которые могут привлечь внимание аудитора и потребовать от банковского надзора принятия срочных мер:
- информация о невыполнении одного из требований к выдаче банковской лицензии;
- серьезный конфликт с принимающими решение органами или неожиданный уход руководителя ключевой службы;
- намерение аудитора подать в отставку или удаление аудитора из офиса;
- существенные изменения в рисках бизнеса банка и появление возможных рисков в будущем.
Во многих случаях внешний аудитор извещает об этом отвечающих за управление лиц.
54. В целом ряде стран внешний аудитор выполняет конкретные задания, или готовит специальные заключения согласно законодательным положениям, или по просьбе надзорного органа оказывает содействие инспектору в выполнении надзорных функций. Эти задания могут включать в себя указание следующих моментов:
- соблюдались ли условия выдачи лицензий;
- достаточны ли системы бухучета и ведения другой документации и системы внутреннего контроля;
- адекватен ли использованный банком метод подготовки отчетности для банковского надзора и достоверна ли в этих отчетностях информация, которая может содержать соотношения активов и пассивов и другие пруденциальные требования;
- основана ли деятельность учреждения на критериях органа банковского надзора;
- соблюдаются ли законодательство и нормативы;
- выполняются ли надлежащие методики бухучета.
55. Органы банковского надзора сотрудничают с внутренними и внешними аудиторами в целях достижения эффективного надзорного процесса. Сотрудничество оптимизирует надзор и одновременно позволяет каждой стороне сосредоточиться на выполнении своих обязанностей. В некоторых странах это сотрудничество может быть основано на проведении регулярных встреч органов банковского надзора с внутренними и внешними аудиторами.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей