Взаимоотношения между надзорными органами и внешним аудитором
Взаимоотношения между надзорными
органами и внешним аудитором
Работе, совершенной внешним аудитором для властных органов надзора над банком, следует иметь юридическую или контрактную основу. Любая задача, порученная надзорным властным органом внешнему аудитору, является дополнительной по отношению к его основной аудиторской работе и должна осуществляться в пределах его компетенции.
67. Как это объясняется в Докладе об аудиторской практике 1004 "Отношения между банковскими надзорными органами и внешними аудиторами банков" (пересматриваемые в настоящее время), у надзорных органов и внешних аудиторов имеются взаимодополняющие задачи: представление надзорного органа о стабильности банка дополняется представлением аудитора о "дееспособности банка", а надежная система внутреннего контроля как основа безопасного и осмотрительного менеджмента дополняет систему внутреннего контроля для подготовки финансовой отчетности на должном уровне. Кроме того, и надзорные органы, и внешние аудиторы заинтересованы в наличии надлежащей системы бухучета.
68. Конкретная роль внешних аудиторов меняется от страны к стране. Неизменным, однако, является стремление к тому, чтобы понимание внешними аудиторами системы внутреннего контроля банка достигало такой степени, которая соотносилась бы с достоверностью финансовой отчетности банка. Также обычно предполагается, что о существенных недостатках, обнаруженных внешними аудиторами, будет доложено менеджменту и (во многих странах) надзорным властным органам. Менеджмент старшего звена и совет директоров или его комитет по аудиту (если таковой имеется) должен обеспечить осуществление действий по устранению недостатков в системе внутреннего контроля, указанных в заключениях, составленных внешними аудиторами. Функцию "раннего предупреждения" внешних аудиторов следует рассматривать в контексте превентивного подхода в работе надзорных органов.
69. Имеется много областей, в которых работа надзорного органа и внешнего аудитора может быть взаимополезной. Внешние аудиторы могут почерпнуть немало полезного из информации, поступающей из надзорного органа, например, благодаря выездным инспекциям, беседам с менеджментом, другим контактам с банком. В странах, в которых внешние аудиторы поддерживают тесные контакты с надзорными органами, их часто привлекают для высказывания мнения о качестве функционирования департамента внутреннего аудита. Из переписки управленческого характера и прочей отчетности надзорные органы могут почерпнуть немало полезной информации о системе внутреннего контроля банка.
70. Имеются и другие обстоятельства, при которых внешний аудитор получает важную информацию, которая может касаться надзорного органа или обусловить необходимость его срочных действий. Некоторые из них включены в документ Международного стандарта по аудиту (МСА) 260 "Информирование лиц, занимающихся корпоративным управлением, об аудиторских вопросах" <*>. Помимо обстоятельств, упомянутых в МСА-260, следующие моменты, по всей вероятности, могут относиться к работе надзорных органов:
--------------------------------
<*> Обычно к таким вопросам относятся:
- общий подход к аудиту и его рамки, в том числе его ожидаемые ограничения или любые дополнительные требования;
- выбор методик и практики бухучета и значительные изменения в них, которые существенно повлияли или могли повлиять на финансовую отчетность учреждения;
- потенциальное воздействие на финансовую отчетность любых существенных рисков и подверженности рискам, таких, как незакрытое судебное разбирательство, которые необходимо отразить в финансовой отчетности;
- корректировки в аудите, независимо от того, имеются ли о них записи в учреждении или нет, которые повлияли или могли повлиять существенным образом на финансовую отчетность учреждения;
- существенные неясности, касающиеся событий и условий, могущих породить серьезные сомнения в способности учреждения продолжать деятельность;
- разногласия с менеджментом по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут быть существенными для финансовой отчетности учреждения или для аудиторского заключения. Эта информация включает анализ того, был вопрос решен или нет, а также важность вопроса;
- ожидаемые изменения в заключении аудитора;
- прочие вопросы, требующие внимания тех, кто отвечает за управление, такие, как крупные недостатки во внутреннем контроле, вопросы, связанные с неподкупностью менеджмента, и мошенничество с участием менеджмента;
- любые другие вопросы, по которым достигнуто согласие в условиях контракта.
- информация, указывающая на невыполнение одного из требований к выдаче банковской лицензии;
- серьезный конфликт между принимающими решения органами или неожиданный уход менеджера важного подразделения;
- информация, которая может указывать на существенное нарушение законов и подзаконных актов, или статей устава банка, или регулятивных положений;
- намерение аудитора подать в отставку или отстранение аудитора от служебных обязанностей;
- значительные изменения к худшему в рисках бизнеса банка и возможные риски в будущем.
71. Во многих странах ожидается или требуется, чтобы об обстоятельствах вышеуказанного типа своевременно докладывалось надзорным властным органам.
72. Отношения между надзорными властными органами и внешними аудиторами следует основывать на критериях, разъясняемых в Документе 1004 о международной аудиторской практике (пересматриваемом в настоящее время). Особенно важно наличие юридической основы или контрактной договоренности между банком и надзорным органом по любой работе, выполняемой банком для надзорного органа. Эта основа или соглашения должны касаться вопроса конфиденциальности. Также важно, чтобы задача, поставленная надзорным органам внешним аудитором, была дополнительной по отношению к его обычной аудиторской работе и находилась в рамках его компетенции. Надзорные требования должны быть четко очерчены.
73. В некоторых странах роль внешнего аудитора распространяется на выполнение дополнительных задач, представляющих особый интерес для надзорного органа, таких, как:
- проверка методов, используемых банком при определении пруденциальной прибыли;
- оценка адекватности и системы внутреннего контроля;
- оценка соблюдения банком законов и нормативов;
- оценка систем внутреннего контроля банка (включая департамент внутреннего аудита);
- выражение мнения о следовании соответствующей методике бухучета.
74. Рекомендуется принятие юридических мер, с тем чтобы на внешних аудиторов не ложилась ответственность за добросовестное раскрытие информации надзорным властным органам в соответствии с действующими законами и нормативами.
75. Надзорные властные органы могут располагать информацией, представляющей интерес для внешнего аудитора, поскольку она может помочь внешнему аудитору понять проблемы, с которыми сталкивается надзорный орган, или существенно повлиять на его работу по аудиту или на другие обязанности по составлению отчетности. Важно, что существует юридическая возможность, позволяющая надзорным властным органам раскрывать информацию внешнему аудитору, благодаря чему надзорный орган успешнее достигает своих целей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875