1 этап. Обоснование целесообразности открытия Центров на базах медицинских организаций с учетом анализа текущей региональной ситуации по заболеваемости и смертности от ЗНО, климато-географических особенностей, транспортной доступности, плотности населения и состояния материально-технической базы медицинских организаций.
Центр рекомендуется создавать в медицинской организации при численности обслуживаемого населения не менее 50 000 человек. При определении оптимального количества обслуживаемого населения у Центра необходимо оценить наличие помещения для дневного стационара (под необходимое количество коек для проведения противоопухолевой лекарственной терапии, симптоматического лечения и диагностики), загруженность диагностического оборудования медицинской организации для исключения создания очередей на исследования с учетом работы оборудования для пациентов с другими заболеваниями, а также территориальное расположение медицинской организации и транспортную доступность.
Целесообразно в первую очередь планировать открытие Центров для населения, проживающего на территории, где отсутствуют первичные онкологические кабинеты (ПОК), а также замещение первичных онкологических кабинетов на Центры в медицинских организациях, имеющих соответствующие Порядку условия.
В случаях, когда Центр создается для населения, проживающего на территории, где на сегодняшний день уже функционирует ПОК, необходимо решить вопрос о реорганизации кабинета при условии бережного использования его кадрового потенциала в укомплектовании штатного расписания Центра и сохранения транспортной доступности, в том числе для маломобильных пациентов.
Следует отметить, что в соответствии с изменением Порядка, вступающего в силу с 1 января 2022 года и изменением подходов к организации первичной специализированной медико-санитарной помощи упраздняются первичные онкологические отделения, в связи с этим следует рассмотреть вопрос об организации Центров взамен первичных онкологических отделений при наличии для этого соответствующих условий. Первичные онкологические кабинеты организуются только там, где отсутствует возможность организовать Центр.
Центр организуется при наличии в медицинской организации функционально и технологически объединенных:
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду приказ Минздрава России от 09.06.2020 N 560н, а не N 560.
- рентгеновского отделения, включающего: рентгеновский кабинет для рентгенографии легких, кабинет рентгеновский маммографический, кабинет рентгеновской компьютерной томографии, организованных в соответствии с правилами проведения рентгенологических исследований (приказ Минздрава России от 09.06.2020 N 560);
- отделения (кабинета) ультразвуковой диагностики, организованного в соответствии правилами проведения ультразвуковых исследований (приказ Минздрава России от 08.06.2020 N 557н "Об утверждении правил проведения ультразвуковых исследований");
- эндоскопического отделения (кабинета), организованного в соответствии правилами проведения эндоскопических исследований (приказ Минздрава России от 06.12.2017 N 974н "Об утверждении правил проведения эндоскопических исследований");
- отделения (кабинета) функциональной диагностики, организованного в соответствии правилами проведения функциональных исследований (приказ Минздрава России от 26.12.2016 N 997н "Об утверждении правил проведения функциональных исследований");
- клинико-диагностической лаборатории (при отсутствии возможности выполнять исследования в других медицинских организациях, имеющих лицензию на выполнение работ и услуг по клинической лабораторной диагностике) (Приказ Минздрава России от 18.05.2021 N 464н "Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований").
Следует отметить, одной из задач организации Центра является приближение проведения лекарственного противоопухолевого лечения к месту жительства пациента, в связи с этим при принятии решения организации Центра на базе онкологического диспансера следует оценить: повысится ли при этом доступность помощи для сельского населения, для пациентов, проживающих на удаленных территориях, потому как это является первостепенной задачей при организации Центра.
Следующий вопрос, который необходимо решить при организации Центра на базе онкологического диспансера - это организация приема всех необходимых врачей-специалистов по профилям "акушерство и гинекология", "гастроэнтерология", "гематология", "дерматовенерология", "кардиология", "колопроктология", "медицинская реабилитация", "неврология", "оториноларингология", "паллиативная медицинская помощь", "пульмонология", "терапия", "урология", "хирургия", "эндокринология" на его базе с получением лицензий на соответствующие виды медицинской помощи, в том числе по договору между медицинскими организациями.
Одним из условий для организации Центра на базе онкодиспансера является отсутствие других медицинских организаций в радиусе района проживания пациентов, отвечающих требованиям, установленных к Центрам, на базе которых возможно создание Центра, а также наличие на базе онкодиспансера возможностей (площадей, помещений, врачебный персонал и т.д.), которые позволят оказывать всю необходимую медицинскую помощь обслуживаемому населению (в том числе проводить диспансерное наблюдение, при необходимости осуществлять выезды на дом к пациенту и т.д.).
При рассмотрении вопроса об открытии Центра как структурного подразделения онкологического диспансера на базе иной медицинской организации, которая является базой для филиала онкологического диспансера, необходимо оценить соответствие создания условий для оказания медицинской помощи, а именно соблюдение функционального и технологического объединения диагностических структурных подразделений. Также следует обратить пристальное внимание на необходимость проведения мероприятий по оптимизации структуры и штатного расписания поликлинического отделения диспансера с учетом деятельности Центра.
Организация деятельности Центра производится в соответствии с Правилами организации деятельности центра амбулаторной онкологической помощи, приведенными в Приложении N 5 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 февраля 2021 г. N 116н.
2 этап. Определить помещения, в которых планируется организовать Центр и оценить их техническое состояние, составить рабочий план с указанием этапов и ориентировочных сроков проведения этапов ремонта. С целью снижения риска заражения пациентов с онкологическими заболеваниями в период пандемии новой коронавирусной инфекции, рассмотреть возможность отдельного входа пациентов в Центр (с улицы). Также требуется создание условий для беспрепятственного доступа и передвижения маломобильных групп пациентов.
3 этап. Определить потребность в медицинском оборудовании для оснащения Центра (бокс ламинарный и др.). Определить сроки, необходимые для проведения всех процедур по закупке, поставке и вводу в эксплуатацию для дальнейшего планирования сроков открытия Центра.
4 этап. Сформировать предварительное штатное расписание. Определить потребность во врачебном и среднем медицинском персонале. Оценить кадровый дефицит и пути решения вопроса по укомплектованности планируемых штатных должностей (привлечение специалистов, направление на профессиональную переподготовку, обучение в ординатуре).
Структура и штатная численность Центра утверждаются руководителем медицинской организации, в составе которой он создан, и определяются, исходя из объема оказываемой медицинской помощи и численности обслуживаемого населения, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных Порядком. При формировании штатной численности Центра руководителю медицинской организации помимо количества прикрепленного населения необходимо учитывать численность группы пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением, динамику заболеваемости онкологическими заболеваниями за последние годы, а также планируемое количество пациенто-мест в составе Центра.
5 этап. Оценить возможность проведения консультации врачей-специалистов по профилям: "акушерство и гинекология", "гастроэнтерология", "гематология", "дерматовенерология", "кардиология", "колопроктология", "медицинская реабилитация", "неврология", "оториноларингология", "паллиативная медицинская помощь", "пульмонология", "терапия", "урология", "хирургия", "эндокринология". Следует обратить особое внимание на наличие данных врачей-специалистов на базах рассматриваемых медицинских организаций, отдавая выбор в пользу медицинской организации, в которой имеются все необходимые врачи-специалисты. Необходимо обеспечить максимальную доступность вышеуказанных врачей-специалистов, например, в пределах одного населенного пункта, в случаях, когда такая работа организовывается на основании договорных отношений с другими медицинскими организациями.
6 этап. Определение даты открытия Центра с учетом оценки сроков, необходимых для проведения подготовительных работ (ремонт, получение санитарно-эпидемиологического заключения, лицензии, заключение договоров и т.д.) для открытия Центра. Рекомендуется избегать планирования даты открытия Центров на IV квартал ввиду наличия рисков нарушения сроков при проведении ремонтных работ, поставке оборудования и т.д.
7 этап. Согласование выбора медицинских организаций с главным внештатным специалистом онкологом Минздрава России (письменное).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875