Введение

По данным Всемирной организации здравоохранения в 2020 году в мире было выявлено 19,3 миллиона новых случаев злокачественных новообразований (далее - ЗНО), из которых на Европейский регион приходится 4,4 миллиона случаев (22,8%). По прогнозам Международного агентства по изучению рака (проект Cancer Tomorrow) к 2040 году количество вновь выявленных случаев достигнет 30,2 миллионов (прирост за 20 лет на 56,5%).

Бремя онкологических заболеваний растет, приводя к огромным физическим, эмоциональным и финансовым последствиями для населения и систем здравоохранения. В 2020 году в мире от онкологических заболеваний умерло 10,0 миллионов человек (в Европейском регионе 2,0 миллиона или 19,6%), к 2040 году количество умерших от онкологических заболеваний достигнет 16,3 миллионов (прирост на 63,7%). Высокий темп прироста количества умерших обусловлен накоплением контингента лиц с онкологическими заболеваниями.

В нашей стране ЗНО включены в перечень социально значимых заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715. Они наносят не только социально-экономический ущерб, связанный с потерей трудоспособности и преждевременной смертностью, но и требуют колоссальных средств на профилактику и лечение. В 2019 году среди населения Российской Федерации было выявлено 640 тысяч случаев ЗНО, из них на женское население пришлось 349 тысяч (54,5%), на мужское - 291 тысяч (45,5%). Среди мужского населения ЗНО, имеющими наибольший удельный вес, явились опухоли трахеи, бронхов, легкого (16,3%), предстательной железы (15,7%), колоректальный рак (12,4%), кожи (10,6%), желудка (7,1%); среди женского населения - это опухоли молочной железы (21,2%), кожи (15,2%), колоректальный рак (11,7%), тела матки (7,8%), шейки матки (5,0%).

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2019 году зарегистрировано 295,5 тысяч умерших от новообразований, что составило 16,4% в структуре смертности от всех причин. Новообразования стоят на втором месте в структуре смертности после болезней системы кровообращения, которые составили 46,7% от всех причин смерти. Смерти от данных заболеваний ВОЗ относит к предотвратимым, то есть они могут быть предупреждены первичной профилактикой, включая формирование здорового образа жизни, вторичной профилактикой (ранним выявлением заболеваний) и третичной профилактикой - лечением с применением современных медицинских методов и профилактикой рецидивов посредством проведения качественного диспансерного наблюдения.

В России в структуре смертности от ЗНО наибольший удельный вес составляют опухоли трахеи, бронхов, легкого (17,0%), колоректальный рак (13,6%), желудка (9,3%), молочной железы (7,4%), поджелудочной железы (6,7%), лимфатической и кроветворной ткани (5,6%).

Основная задача, стоящая перед системой здравоохранения - это увеличение выживаемости онкологических пациентов и улучшение качества их жизни.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" реализуется Национальный проект "Здравоохранение", в рамках которого определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года. Для решения задачи проекта "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет" к 2030 году планируется достигнуть значений показателей смертности населения Российской Федерации от новообразований, в том числе злокачественных, 185,0 на 100 тыс. населения, а также смертности от злокачественных новообразований - 182,3 на 100 тыс. населения.

В настоящее время на территории нашей страны реализуется федеральный проект "Борьба с онкологическим заболеваниями" (далее - федеральный проект), входящий в состав Национального проекта "Здравоохранение". Федеральный проект предусматривает достижение Общественно-значимого результата "Обеспечена доступность профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний", основными показателями которого обозначены "Доля лиц с онкологическими заболеваниями, прошедших обследование и/или лечение в текущем году из числа состоящих под диспансерным наблюдением, %" и "Доля злокачественных новообразований, выявленных на I - II стадиях, %".

Дополнительными показателями Общественно-значимого результата "Обеспечена доступность профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний" являются "Удельный вес больных со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете 5 лет и более из общего числа больных со злокачественными образованиями, состоящих под диспансерным наблюдением, %" и "Одногодичная летальность больных со злокачественными новообразованиями (умерли в течение первого года с момента установления диагноза из числа больных, впервые взятых на учет в предыдущем году), %".

В рамках федерального проекта в 2019 году в 85 субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены региональные программы "Борьба с онкологическими заболеваниями", предусматривающие реализацию комплекса мер, направленных, в том числе на совершенствование профилактики и раннего выявления злокачественных новообразований, на повышение эффективности диагностики и лечения злокачественных новообразований, в том числе с применением эффективных методов диагностики злокачественных новообразований и использованием телемедицинских технологий, внедрение высокоэффективных радиологических, лекарственных и комбинированных хирургических методов лечения с использованием клинических рекомендаций, обеспечение полного цикла при применении лекарственного противоопухолевого лечения у пациентов со злокачественными новообразованиями, повышение доступности высокотехнологичных методов лечения для пациентов с онкологическими заболеваниями, развитие реабилитации онкологических пациентов и оказания паллиативной медицинской помощи, повышение профессиональной квалификации медицинского персонала первичного звена здравоохранения, врачей-онкологов, врачей-радиологов и других врачей-специалистов, участвующих в оказании онкологической помощи населению, а также на развитие цифрового контура.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов оказания медицинской помощи. В 2021 году оказание специализированной медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями проводится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" (далее - Порядок).

В 2019 году произошел существенный пересмотр подходов к оказанию медицинской помощи онкологическим больным. Так, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.02.2019 N 48 внесены изменения в порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", предусматривающие комплексный мультидисциплинарный подход на этапе оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи пациентам с онкологическими заболеваниями - формирование центра амбулаторной онкологической помощи (далее - Центр).

В 2019 году субъектами Российской Федерации в рамках реализации региональных проектов "Борьба с онкологическими заболеваниями" были определены 532 медицинские организации, на базе которых в период 2019 - 2024 годы будут организованы Центры.

Центры являются целевой моделью организации первичной специализированной медико-санитарной помощи.

Следует отметить, что 1 января 2022 года приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" утратит силу и вступит в силу новый приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.02.2021 N 116н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях", который обеспечивает преемственность новой модели.

Данные методические рекомендации разработаны с учетом накопленного за 2019 - 2020 годы опыта организации и работы Центров в регионах, в том числе выявленных недочетов при проведении анализа их деятельности, и направлены на совершенствование работы уже функционирующих Центров и организацию Центров, которые предстоит открыть в последующие годы.