1.4 Управление кадровым потенциалом

Тотальное внедрение информационных технологий неизбежно вызывает многочисленные и разнообразные изменения в экономической, политической и социальной сферах жизни общества. Новые вызовы требуют подготовки специалистов, которые будут отвечать возросшим технологическим требованиям <49>. На момент начала реализации в России доля сотрудников, чьи функции были непосредственно связаны с разработкой и применением цифровых технологий и инструментов, составляла всего 1,7% от общей численности занятого населения. Это фактически в два раза меньше, чем в странах-лидерах: США - 3,8%, ЕС - 3,7% <50>. Поэтому вопрос о необходимости подготовки и переобучения кадров под нужды нового технологического уклада стоит как никогда остро.

--------------------------------

<49> Пешкова Г.Ю., Самарина А.Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы//Образование и наука. 2018. N 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-i-kadrovyy-potentsial-strategicheskaya-vzaimosvyaz-i-perspektivy (дата обращения: 10.06.2021).

<50> Кузнецов Н.В., Лизяева В.В., Прохорова Т.А., Лесных Ю.Г. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"//Современные проблемы науки и образования. - 2020. - N 1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29520 (дата обращения: 10.06.2021).

Согласно результатам опроса 5600 руководителей глобальных компаний по теме развития навыков, проведенного компаний IBM, половина респондентов считает, что сами компании ответственны за воспитание необходимых навыков у работников, и только 39% опрошенных верят, что сотрудники сами должны заниматься развитием и поддержанием своих профессиональных навыков <51>. Поэтому крупные международные компании активно внедряют новые образовательные программы и курсы с целью повышения квалификации своих сотрудников. Так компания Google реализует ряд программ и мероприятий в области бесплатного онлайн-обучения цифровым навыкам. С 2015 г. компания реализует программу "Grow with Google" по обучению цифровым навыкам, которая осуществляется посредством онлайн и офлайн-каналов в США, 28 странах Евросоюза и других государствах. Digital Workshop, интерактивная обучающая платформа, предоставляет сотрудникам план, специально предназначенный для устранения пробелов в их знаниях и при желаемых темпах обучения. Компания также разрабатывает профильные курсы и программы обучения в области ИТ и анализа данных. Например, курс по изучению технологий машинного обучения (Machine Learning Crash Course, MLCC), или программа "Google IT Support Professional Certificate" на Coursera, прохождение которой позволит получить базовые знания и навыки в области ИТ <52>.

--------------------------------

<51> Цифровые навыки сотрудников: 6 главных вызовов для HR в области обучения//http://obzory.hr-media.ru URL: http://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika_6_vyzovov_dlya_hr.

<52> Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики//edu.mari.ru URL: http://edu.mari.ru/school/DocLib3/Функциональная%20грамотность/Глобальные%20навыки.pdf.

Компания IBM организует процесс обучения работников по принципу экосистемы. В основе модели развития технологических компетенций лежит онлайн-платформа для дистанционного обучения "Your Learning" и акселератор по развитию цифровых навыков HR-специалистов. В основе работы платформы лежат три технологические инновации, обеспечивающие широкий функционал платформы. Это:

1. Когнитивная система Watson.

2. Облачная платформа и открытая архитектура API.

3. Бесшовный пользовательский интерфейс.

Платформа "Your Learning" создает персональную среду обучения для каждого сотрудника компании, предлагая удобный интерфейс и доступ к знаниям 24/7 <53>.

--------------------------------

<53> Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики//edu.mari.ru URL: http://edu.mari.ru/school/DocLib3/Функциональная%20грамотность/Глобальные%20навыки.pdf.

Согласно данным PricewaterhouseCoopers (PwC), дефицит квалифицированных специалистов с навыками и знаниями в ИТ-сфере уже сейчас является серьезной проблемой в реализации проектов цифровой трансформации компаний в России. Более 56% респондентов отметили отсутствие специалистов необходимой квалификации, что является серьезным барьером. К таким навыкам опрошенные респонденты относят, например, обеспечение кибербезопасности, защиту данных, развитие бизнеса на базе новых технологий, формирование клиентского опыта, ориентированное на пользователя проектирование <54>. Поэтому переподготовка квалифицированных специалистов для нужд цифровой экономики актуальна для российских компаний не в меньшей степени, чем для международных.

--------------------------------

<54> Цифровые навыки сотрудников: 6 главных вызовов для HR в области обучения//http://obzory.hr-media.ru URL: http://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika_6_vyzovov_dlya_hr.

Россия является одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке, при этом в течение длительного периода идет устойчивое снижение показателя: с 1990 года численность исследователей сократилась в 2,7 раза, техников - в 3,9 раза. Также стоит отметить, что российское научное сообщество имеет неоднородную структуру с тенденцией повышения среднего возраста: каждый третий исследователь достиг пенсионного возраста, продолжается отток кадров средней возрастной категории (40 - 49 лет), удельный вес выпускников вузов, связывающих свою профессиональную деятельность с наукой составляет 0,7% отмечается устойчивое сокращение доли выпускников, принимаемых на исследовательские должности, с 1990 года снизилась численность кандидатов и докторов наук, занятых в науке в 1,3 раза <55>.

--------------------------------

<55> Российская наука в цифрах//hse.ru URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/215179745.

На сегодняшний день ряд крупных компаний предлагают образовательные программы. Так обучение в рамках Яндекс Академии строится по 10 профильным направлениям, связанным с наиболее востребованными в цифровой экономике навыкам. В рамках каждого направления Яндекс регулярно организует Школы обучения, также проводятся различные образовательные мероприятия (конференции, соревнования, лекции, митапы, олимпиады, хакатоны и прочее). Все формы обучения бесплатны. Чтобы пройти набор в Школы, нужно выполнить тестовое задание и пройти интервью. На сайте Академии собраны курсы по программированию, машинному обучению и другим профильным предметам, подготовленные сотрудниками компании и преподавателями вузов-партнеров. Материалы курсов размещаются на платформах Coursera и Stepik и находятся в свободном доступе для сотрудников компании <56>.

--------------------------------

<56> Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики//edu.mari.ru URL: http://edu.mari.ru/school/DocLib3/Функциональная%20грамотность/Глобальные%20навыки.pdf.

Академия технологий и данных Корпоративного университета Сбербанка (АТДКУ) создана в 2017 г. для обучения цифровым навыкам руководителей и экспертов Банка, а также для поддержки и реализации технологической стратегии и Стратегии 2020. Академия предоставляет доступ к курсам и материалам по таким темам, как информационные технологии, языки и среды программирования, DevOps, API-архитектура, Data Science, Data Engineering, машинное обучение, искусственный интеллект, и развивает наиболее востребованные компетенции в области цифровых технологий <57>.

--------------------------------

<57> Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики//edu.mari.ru URLhttp://edu.mari.ru/school/DocLib3/Функциональная%20грамотность/Глобальные%20навыки.pdf.

Одной из проблем, с которой сталкиваются отечественные вузы, выступает консервативное отношение преподавательского сообщества к цифровым инструментам в образовании. Согласно данным опроса около 42% преподавателей высших учебных заведений используют цифровые ресурсы для создания учебных материалов или модификации уже имеющихся. При этом только 23% преподавателей используют средства для защиты информации в цифровой среде (пароли, шифрование и т.п.) <58>. Еще одной проблемой является недостаточность опыта цифровой трансформации и стандартизированных программ цифрового развития.

--------------------------------

<58> Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования//Экономика труда. - 2020. - Том 7. - N 11. - С. 1055 - 1072.