Программы информатизации системы образования ориентируют на стратегический подход к развитию ИТ и комплексную информатизацию, позволяющую эффективно управлять вузом и оказывать разнообразные информационные услуги студентам, преподавателям, ученым и сотрудникам. В свою очередь, это требует от вузов формирования современной ИТ-инфраструктуры как фундамента, обеспечивающего разработку, внедрение и эксплуатацию разнообразных информационных систем <40>
--------------------------------
<40> Мамыкова Жанл Джумангалиевна, Мутанов Галимкаир Мутанович, Бобров Леонид Куприянович ИТ-инфраструктура вуза как платформа для развития информационных технологий//Вестник НГУЭУ. 2013. N 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/it-infrastruktura-vuza-kak-platforma-dlya-razvitiya-informatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 03.06.2021).
В настоящее время внимание к инфраструктуре образовательных организаций обусловлено существующей связью качества инфраструктуры и качества результатов обучающихся: уровень развития образовательной инфраструктуры - важнейший параметр конкурентоспособности системы образования. Наличие развитой инфраструктуры в образовательной организации и использование технологий не является само по себе трансформирующим фактором, однако, является базисом, без которого невозможна цифровая трансформация и переход к инновационной инфраструктуре образовательных организаций.
В рамках мирового опыта можно рассмотреть подход к цифровой трансформации образования таких стран как Корея и Сингапур. Образовательные системы этих государств признаны одними из лучших в мире, а технологическое развитие в целом, во всех сферах жизнедеятельности общества, находится на высоком уровне.
На данный момент можно говорить о трех шестилетних программах развития ИКТ в сфере образования Сингапура: первая - с 1997 по 2002 гг., вторая - с 2003 по 2008 гг. и, наконец, третья (текущая) - с 2009 по 2014 годы. Первая программа развития ИКТ в сфере образования заложила мощный фундамент для использования ИКТ школами, особенно в области оснащения основной инфраструктурой ИКТ и в области освоения учителями общей компетенции в овладении основным уровнем ИКТ, что обеспечило широкое одобрение для его применения в образовании. Вторая программа была направлена на усиление процесса интеграции ИКТ в учебный процесс по различным предметам, разработки базовых стандартов ИКТ для учеников и распространения в школах методов инновационного использования ИКТ. В начале реализации третьей программы на основе анализа полученных результатов уже подразумевалось, что современные сингапурские учителя обладают необходимыми инструментами для адаптации учебных подходов и результатов учебного процесса к личности каждого учащегося. В результате реализации трех этапов Все школы были обеспечены необходимой инфраструктурой для ИКТ-ориентированного преподавания и обучения. Эта инфраструктура предусматривала наличие в каждой школе локальных компьютерных сетей и доступа в интрасеть министерства образования, а также в сеть Интернет. Школы младшего звена достигли степени оснащенности учебного процесса компьютерами на уровне 6.6 ученика на 1 компьютер, а школы старшего звена и колледжи с двухгодичным курсом обучения достигли уровня оснащенности, составляющего 5 учащихся на 1 компьютер <41>.
--------------------------------
<41> Буцык С.В. Программы развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования Сингапура//Открытое образование. 2012. N 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmy-razvitiya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-ikt-v-sfere-obrazovaniya-singapura (дата обращения: 02.06.2021).
Правительство Кореи предпринимает активные действия по развитию электронных форм обучения. Так, в период с 1992 по 2008 г. проводилась реализация национального проекта "Цифровое образование". В 2000 г. был завершен первый этап этого проекта, цель которого - улучшение качества образования с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Результатом этого этапа явилось обеспечение инфраструктуры для компьютеризации образования, создание основы для обучения школьников и студентов навыкам работы с компьютером, для подготовки преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий. После завершения первого этапа компьютеризации Министерство образования и развития людских ресурсов подписало соглашение с Министерством информации и связи об обеспечении всех школ интернет-услугами, так как доступ к высокоскоростному Интернету играет решающую роль в ретрансляции важной информации и технологий, необходимых для эффективного электронного обучения. В мае 2001 г. был утвержден второй этап комплексного плана, который предполагал перенос основного внимания на эффективное использования ИКТ. Третий этап - средне- и долгосрочной политики компьютеризации - вступил в силу в 2007 г. с целью создания новых учебно-методических моделей <42>. Опыт Республики Корея и Сингапура в области развития цифровой инфраструктуры в сфере образования представляет известный интерес для российской системы образования, которая ставит перед собой аналогичные задачи.
--------------------------------
<42> Алексеев В.В. Информационные и компьютерные технологии в образовании Республики Корея//Среднее профессиональное образование. 2010. N 6. С. 61 - 62.
В России была разработана Национальная исследовательская компьютерная сеть России (НИКС), созданная по заданию Минобрнауки России в 2019 году в результате интеграции функционировавших на протяжении 25 лет отраслевых научно-образовательных телекоммуникационных сетей - федеральной университетской компьютерной сети RUNNet (Russian UNiversity Network) и сети организаций Российской академии наук RASNet (Russian Academy of Science Network). Телекоммуникационные узлы объединенной сети НИКС на данный момент имеются в более чем 50 регионах России. Общее количество пользователей сети по независимым экспертным оценкам превышает три миллиона человек, что делает ее не только крупнейшей научно-образовательной сетью страны, но и одной из крупнейших компьютерных сетей России и мира. На базе развитой инфраструктуры сети функционирует опорная сеть федерального уровня в целях эффективного межсетевого обмена данными для организаций высшего образования и науки Российской Федерации (более 300 организаций), обеспечиваются возможности участия организаций - пользователей сети в совместных образовательных, научно-исследовательских и научно-практических проектах <43>.
--------------------------------
<43> Национальная исследовательская компьютерная сеть России//niks.su URL: https://niks.su/about.
Что касается тенденций в России, то пандемия COVID-19 продемонстрировала целый ряд проблем в области цифровой образовательной инфраструктуры. Согласно исследованию "Проблемы перехода на дистанционное обучение в РФ глазами учителей", большинство учителей, которые не использовали средства дистанционного обучения объясняли это тем, что у учеников отсутствовал компьютер или высокоскоростной интернет <44>. При этом в российских школах практически не применяется отечественное программное обеспечение (ПО). Согласно выводам свежего всероссийского исследования "Академии АйТи", проникновение отечественного софта в российских школах не превышает 6%, при этом до 30% опрошенных педагогов ничего не знают о российском ПО. Примерно в 5% случаев респонденты заявили об отсутствии компьютеров в школах, устаревшей или неиспользуемой технике <45>. Характерен и низкий уровень информационной безопасности. Согласно опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), только 23% преподавателей используют средства для защиты информации в цифровой среде (пароли, шифрование и т.п.). Также 88,2% преподавателей скептически относятся к формату дистанционного обучения <46>. Можно предположить, что они либо не обладают соответствующими навыками, либо проявляют низкий уровень заинтересованности в защите конфиденциальной информации <47>.
--------------------------------
<44> Нехватка компьютеров и методических материалов, низкая скорость интернета и цифровая грамотность//vogazeta.ru URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/4/1/distant/16833-nehvatka_kompyuterov_i_metodicheskih_materialov_nizkaya_tsifrovaya_gramotnost_otsutstvie_udobnoy_platformy_dlya_detey_s_ovz (дата обращения: 01.04.2021).
<45> Российские школы до сих пор используют 88,8% импортного ПО//cnews.ru URL: https://www.cnews.ru/news/top/2021-05-17_rossijskie_shkoly_do_sih_por (дата обращения: 17.03.2021).
<46> Высшее образование: уроки пандемии, аналитический доклад//tsu.ru URL: http://www.tsu.ru/upload/iblock/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0 %B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0% B4%D0%BB%D1%8F_%D0%9C%D0%9E%D0%9D_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B32020_.pdf.
<47> https://1economic.ru/lib/111073
Таким образом внедрение цифровой трансформации сталкивается с барьерами, связанными в том числе с неоднородностью и неравенством исходного положения образовательных организаций, а также с неравенством обеспечения и использования ЦТ. Преодоление технологического разрыва является базисом в процессе цифровизации, однако повышение результативности работы образовательных организаций связано с последующим устранением цифрового разрыва, который возможен только в условиях полного устранения первого. Например, доля организаций ВО, у которых есть соответствующее и доступное для использования обучающимися ПО для научных исследований и виртуальных тренажеров составляет 57 и 51% соответственно <48>. Поэтому продолжение технологической модернизации образовательных организаций остается приоритетным направлением цифровой трансформации. Необходимо отметить, что цифровые инструменты не только способствуют преодолению разрывов, но также предоставляют возможности планировать развитие образовательных организаций и осуществлять мониторинг этого процесса.
--------------------------------
<48> Российское образование, достижения, вызовы, перспективы/Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин, Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", 2019., с. 86.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875