II. Предпосылки развития механизмов долгосрочного тарифного регулирования

II. Предпосылки развития механизмов долгосрочного

тарифного регулирования

Сбалансированные, стабильные цены и тарифы на услуги регулируемых организаций рассматриваются Правительством Российской Федерации как один из ключевых инструментов государственного регулирования, формирующий стабильные условия устойчивого экономического роста и привлечения инвестиций в инфраструктуру, обеспечивающий надежное функционирование инфраструктуры, ее технологическое обновление, повышение операционной и инвестиционной эффективности регулируемых организаций.

Рост регулируемых цен (тарифов), оцениваемый накопленным итогом, в течение последних лет остается в пределах динамики фактической инфляции. Это стало результатом проводимой Правительством Российской Федерации тарифной политики, нацеленной на обеспечение стабильных условий для восстановления экономического роста, демпфирования воздействия негативных факторов и ограничивающей динамику регулируемых тарифов уровнем целевой инфляции (не выше 4 процентов). Заложенные в одобренный Правительством Российской Федерации прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также в актуализированный долгосрочный прогноз социально-экономического развития страны до 2036 года параметры индексации цен (тарифов) регулируемых организаций и индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги также не превышают указанного целевого параметра.

Основными предпосылками дальнейшего развития долгосрочных механизмов тарифообразования, а также совершенствования всей системы государственного регулирования цен (тарифов), являются сохраняющиеся неравномерность и разбалансировка в регулируемых сферах деятельности, создающие серьезные противоречия между регулирующими органами, регулируемыми организациями и потребителями.

Существующие дисбалансы носят как объективный характер, так и субъективный, связанный с принятыми исключениями в отношении ряда регулируемых организаций и отраслей.

В целях стабилизации тарифного регулирования решения требуют следующие вопросы общесистемного характера:

наличие перекрестного субсидирования в регулируемых отраслях экономики;

отсутствие реальной долгосрочности цен (тарифов), вызванное ежегодной корректировкой долгосрочных параметров, оказывающее дестимулирующее воздействие на регулируемые организации и снижающее инвестиционную привлекательность в регулируемых отраслях экономики;

устойчиво высокая дифференциация операционных расходов и цен (тарифов) регулируемых организаций, функционирующих в сопоставимых условиях, ставящая в неравное положение как сами регулируемые организации, так и потребителей их услуг;

высокий уровень дебиторской задолженности потребителей перед регулируемыми организациями, вызванный низкой платежной дисциплиной потребителей и отсутствием рабочих механизмов штрафных санкций в связи с социальными ограничениями;

противоречивое, непоследовательное и разрозненное тарифное регулирование, кардинально различающееся в различных субъектах Российской Федерации, и приводящее к дополнительной нагрузке на потребителей, в сочетании с невыполнением мероприятий инвестиционных программ, направленных на модернизацию и развитие необходимой инфраструктуры;

консервативность и непривлекательность для новых участников сложившихся регулируемых рынков, отсутствие неценовой конкуренции, наличие экономических и административных барьеров доступа на рынки товаров (работ, услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию, приводящие к отсутствию возможности оптимизировать затраты в долгосрочном тарифном регулировании за счет применения более современных высокоэффективных и низкозатратных технологий.

Дисбаланс функционирования различных взаимосвязанных систем инфраструктуры регулируемых организаций в условиях несинхронного развития, нестабильность гарантированного прогнозного объема потребления товаров регулируемых организаций, максимально приближенных к реальному потреблению, приводит к невозможности стабильного соблюдения условий соглашений и параметров деятельности при долгосрочном тарифном регулировании.

Правовое регулирование цен (тарифов) характеризуется нечеткостью прав и обязанностей участников соответствующих правовых отношений, отсутствием единого понятийного аппарата, отсутствием правовой основы для определения финансовых и технологических обязательств различных участников таких отношений и своевременного их выполнения.

Отраслевые нормативные правовые акты содержат различные формулировки и состав целей, принципов, подходов и методов государственного регулирования цен (тарифов), а единого системообразующего нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в современных условиях, не существует.