Правовые позиции специальных докладчиков (рабочих групп), действующих в рамках Совета ООН по правам человека

Правовые позиции специальных докладчиков (рабочих групп),

действующих в рамках Совета ООН по правам человека

Государства должны принимать все возможные разумные меры для установления личности погибших и выявления причины смерти. Это обязательство является частью процессуальной обязанности по расследованию случаев смерти. Помимо этого, ряд обязательств может также вытекать из других прав, включая:

- запрет на жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; право на равенство;

- право на семейную жизнь;

- запрет на дискриминацию; право на собственность;

- право на правосубъектность.

Кроме того, вопрос обращения с покойными и понятие права на достойную смерть давно и подробно отражены в международном гуманитарном праве (пункт 66 Доклада Специального докладчика Совета по правам человека по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях. Неправомерное лишение жизни беженцев и мигрантов. Размещен 15 августа 2017 года. A/72/335).

Семьи имеют право на участие в расследовании, возмещение ущерба и получение правдивой информации об обстоятельствах смерти и местонахождении останков своих близких.... У них также есть конкретные права, связанные с человеческими останками. В случае установления личности покойного государство должно незамедлительно уведомить его родственников и доступным образом направить им извещение о его кончине. После завершения следственных процедур, останки и имущество покойного должны быть возвращены членам его семьи (пункт 72 Доклада Специального докладчика Совета по правам человека по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях. Неправомерное лишение жизни беженцев и мигрантов. Размещен 15 августа 2017 года. A/72/335).

Значительное число беженцев и мигрантов ежегодно гибнут или пропадают без вести в пограничных зонах как на суше, так и в море. В большинстве случаев имена пропавших без вести и погибших людей остаются неизвестными; их семьи не были найдены; и в случаях, когда тела этих людей удается обнаружить, их очень часто хоронят в безымянных могилах. Это одна из величайших и неописуемых трагедий, связанных с этой катастрофой, которая должна побудить государства взять на себя ответственность за обеспечение права на достойную смерть и учет погибших (пункт 65 Доклада Специального докладчика Совета по правам человека по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях. Неправомерное лишение жизни беженцев и мигрантов. Размещен 15 августа 2017 года. A/72/335).

Гуманитарные бедствия привели к созданию международных норм, регулирующих вопросы поиска пропавших без вести лиц и учета покойных, и эти нормы используются теми, кто работает в сфере реагирования на проблемы миграции. Стандартные процедуры должны включать методы, необходимые для:

a) вывоза тел;

b) сохранения ДНК, отпечатков пальцев и личных вещей покойных;

c) идентификации человеческих останков, в том числе с помощью криминалистической экспертизы;

d) уведомления родных;

e) хранения данных в тех случаях, когда может потребоваться дальнейшая идентификация; и

f) достойного погребения. Подобные процедуры могут помочь в сборе информации, необходимой для получения лучшего представления о гуманитарной ситуации (пункт 67 Доклада Специального докладчика Совета по правам человека по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях. Неправомерное лишение жизни беженцев и мигрантов. Размещен 15 августа 2017 года. A/72/335).