III. Краткое описание, основные принципы и структура Целевой модели

III. Краткое описание, основные принципы и структура

Целевой модели

Целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций должна эффективно обеспечивать повышение профессионализма и прогрессивного кадрового отбора руководителей общеобразовательных организаций через реализацию единой государственной политики в кадровой сфере общего образования для сохранения единства образовательного пространства и развития системы образования Российской Федерации.

Цель: стандартизация подходов к аттестации руководителей общеобразовательных организаций, а также кандидатов на должность руководителя, на всей территории Российской Федерации для повышения качества управленческих кадров и создания равных стартовых возможностей и новых возможностей для их профессионального развития.

Целевая аудитория: действующие руководители и кандидаты на должность руководителя общеобразовательной организации (аттестуемые на должность руководителя общеобразовательной организации; повторно аттестуемые руководители, кандидаты в кадровый резерв).

Принципы, лежащие в основе Целевой модели:

выравнивание возможностей участников аттестации за счет единства процедур, подходов, систем оценки и контрольно-измерительных материалов, критериев оценивания, защиты программы развития общеобразовательной организации и критериев анализа портфолио (достижений);

исключение любых возможностей подтасовки, субъективизма и коррупции при процедуре аттестации за счет объективизации экспертных оценок вследствие рандомизированного отбора заданий и независимых оценивающих экспертов, включая экспертов из других регионов и муниципалитетов, представителей профсоюзных организаций, руководителей образовательных организаций, представителей педагогической науки и других (по открытому списку), с использованием дистанционных средств;

предоставление новых возможностей для выхода на позиции руководителей общеобразовательных организаций представителей педагогической отрасли;

снятие стрессогенных факторов за счет распределения во времени и обеспечения удобства прохождения процедур аттестации;

совмещение процедур аттестации и отбора в кадровый резерв на уровне методологии, оценочных средств и базы экспертов при разных правовых статусах и юридических решениях для участников и учредителей общеобразовательных организаций;

"трехуровневый принцип" комплектации контрольно-измерительных материалов, предполагающий принцип адаптивности контрольно-измерительных материалов: задания на знание основ федерального и регионального законодательства, муниципальных правовых актов, то есть учет региональной и муниципальной специфики общеобразовательных организаций, их типов и видов при разработке и формировании заданий, а также обновления законодательства и правоприменительной практики;

принцип кооптации - расширение пула экспертов посредством предоставления возможности участникам аттестации (а также участникам процедуры отбора в кадровый резерв) стать экспертами;

принцип параллельного признания результатов систем аттестации (существующей и вновь создаваемой) в субъектах Российской Федерации в течение нескольких лет для адаптации профессионального сообщества и возможности переходного периода.

В рамках реализации Целевой модели предполагается поэтапное внедрение новых подходов к аттестации по мере готовности регионов и муниципалитетов, с положительным поощрением и повышением мотивации к участию в аттестационных процедурах всех заинтересованных - от руководителей образовательных организаций до органов управления образованием и муниципалитетов.

Функционирование Целевой модели предполагает активную роль регионов, операторов регионального уровня, с возможностью формирования распределенных кадровых реестров аттестованных и портфолио специалистов, прошедших кадровый отбор, реестров экспертов и контрольно-измерительных материалов с возможностью обмена данными, выполнения функций подбора кадров для других регионов и муниципалитетов, испытывающих такую потребность.

Структурные элементы Целевой модели федерального уровня.

Оператор федерального уровня осуществляет общую координацию внедрения Целевой модели, разработку механизмов (правовых, финансовых, экономических, организационных, научно-методических, мониторинговых) для аттестации руководителей общеобразовательных организаций, в том числе связанных с разработкой единой информационно-аттестационной среды (единого платформенного решения).

Оператор федерального уровня осуществляет:

разработку единого платформенного решения (единой информационно-аттестационной среды), технологической части и предоставление доступа к ней региональным и муниципальным операторам;

координацию взаимодействия между операторами регионального и муниципального уровней;

разработку проектов документов (шаблоны, инструкции), необходимых для внедрения и реализации Целевой модели;

разработку показателей эффективности внедрения Целевой модели;

методическую, организационную и содержательную поддержку;

проводит мониторинг результатов внедрения и функционирования Целевой модели;

разрабатывает формы и стандарты создания контрольно-измерительных и диагностических материалов;

осуществляет разработку контрольно-измерительных материалов и диагностических средств федерального уровня;

обобщает региональный и международный опыт, осуществляет научные исследования и разработки в сфере аттестации и кадрового отбора;

разрабатывает программы обучения и повышения квалификации управленческих кадров.

Оператор регионального уровня осуществляет координацию внедрения Целевой модели в пределах субъекта Российской Федерации, адаптацию механизмов (правовых, финансовых, организационных, прогностических, методических) для аттестации руководителей общеобразовательных организаций и кандидатов на должность руководителей, в том числе связанных с функционированием единой информационно-аттестационной среды (единого платформенного решения).

Оператор регионального уровня осуществляет:

взаимодействие с федеральным оператором;

координацию взаимодействия между операторами муниципального уровня;

подготовку проектов документов, необходимых для проведения и признания итогов аттестации;

формирование списков аттестуемых;

планирование проведения заседаний групп экспертов по аттестации на основе предполагаемого количества участников аттестации;

консультирование и методическое сопровождение участников аттестации;

взаимодействие с региональными экспертами, организация их обучения и повышения квалификации (при необходимости, и с муниципальными экспертами);

разработку контрольно-измерительных материалов и диагностических средств регионального уровня;

администрирование регионального сегмента (домена) единого платформенного решения (единой информационно-аттестационной среды).

Оператор муниципального уровня (при наличии) осуществляет адаптацию механизмов (правовых, финансовых, организационных, методических) для аттестации руководителей общеобразовательных организаций, внедрение Целевой модели в пределах муниципалитета, в том числе связанных с функционированием единой информационно-аттестационной среды (единого платформенного решения).

Оператор муниципального уровня осуществляет:

взаимодействие с оператором регионального уровня;

формирование списков аттестуемых по представлению учредителя общеобразовательной организации и проведение организационной работы с ними;

разработку контрольно-измерительных материалов и диагностических средств муниципального уровня;

консультирование и методическое сопровождение участников аттестации;

администрирование муниципального сегмента (домена) единого платформенного решения (единой информационно-аттестационной среды).