I. Общие положения

Настоящая Концепция целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций (далее - Концепция) определяет методологические, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности и направления модернизации и совершенствования процедур аттестации руководителей общеобразовательных организаций в Российской Федерации в рамках реализации государственной политики в сфере общего образования.

Концепция разработана в рамках исполнения:

Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р.

в целях реализации:

федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". <1>

--------------------------------

<1> Паспорт федерального проекта национального проекта "Образование" утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16, с внесенными изменениями - протокол от 17.12.2020 N 14).

Понятия, используемые в Концепции:

"аттестация" - определение/подтверждение соответствия уровня квалификации и управленческих компетенций руководителя/кандидата на должность руководителя образовательной организации требованиям, предъявляемым к должности "Руководитель..."; <2>

--------------------------------

<2> Квалификационная характеристика предусмотрена разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. N 448н.

Участники аттестации:

"кандидат на должность руководителя общеобразовательной организации" - лицо, подтверждающее соответствие уровня квалификации и управленческих компетенций на должность руководителя общеобразовательной организации требованиям, предъявляемым к должности "Руководитель...", включая заместителя руководителя общеобразовательной организации;

"аттестуемый руководитель" - действующий руководитель общеобразовательной организации, подтверждающий соответствие уровня квалификации и управленческих компетенций на должность руководителя общеобразовательной организации требованиям, предъявляемым к должности "Руководитель...";

"десубъективизация" - совокупность процедур исключения связи оценивающего субъекта (эксперта) и оцениваемого объекта (анонимного массива данных или конкретного лица). Исключение "субъективной" составляющей экспертного мнения при формулировке и принятии решения, равно как и любой другой возможной заинтересованности в интерпретации (и искажении) результатов оценки для получения необоснованных выгод или преимуществ от принимаемых решений;

"единое платформенное решение (информационно-аттестационная среда)" - интегрированная с функциями и процедурами аттестации и отбора в кадровый резерв рабочая программная среда, предполагающая возможность распределенного ведения реестров экспертов, использования контрольно-измерительных и диагностических инструментов, организацию десубъективизированных процедур экспертной оценки с возможностью удаленного подключения;

"контрольно-измерительные материалы" - задания, моделирующие образовательную деятельность и ключевые обеспечивающие процессы общеобразовательной организации, ориентированные на оценку компетенций (управленческих, коммуникативных, социальных и др.) и их составляющих на ресурсном уровне (знания, навыки), на деятельностном уровне (способы, инструменты и методы деятельности) и ценностно-мотивационном уровне;

"оператор целевой модели аттестации руководителей" - организация (структурное подразделение организации), осуществляющая научное, организационное, содержательное, ресурсное и иные виды обеспечения функционирования процедур аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

"оператор федерального уровня" - определяемая федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, организация (структурное подразделение организации), осуществляющая научное, организационное, содержательное обеспечение функционирования процедур аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

"оператор регионального уровня" - основной организационный элемент модели аттестации, определяемый региональным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию государственной политики в сфере общего образования, организация (структурное подразделение организации), осуществляющая научное, организационное, содержательное, ресурсное обеспечение функционирования процедур аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

"оператор муниципального уровня" - определяемая муниципальным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию государственной политики в сфере общего образования, организация (структурное подразделение организации), осуществляющая научное, организационное, содержательное, ресурсное обеспечение функционирования процедур аттестации руководителей общеобразовательных организаций (по необходимости);

"равные возможности (или равные стартовые возможности)" - условия отбора, при которых нивелируются географические, территориальные, социально-экономические, коррупционные, психологические факторы, региональные и территориальные особенности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, в которых проживает участник аттестации и кандидат в кадровый резерв, статус образовательной организации (гимназия, городская школа, сельская школа и др.) и т.д.;

"случайная выборка" - процедура автоматического обезличенного распределения объектов (экспертов в экспертные группы, средств оценки, оцениваемых объектов) с помощью программного генератора случайных чисел;

"целевая аудитория модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций" - действующие руководители и кандидаты на должность руководителя общеобразовательных организаций;

"целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций (далее - Целевая модель)" - совокупность обязательных организационных процедур и целевых показателей состояния общероссийской системы аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителя общеобразовательных организаций, отраженная в нормативных правовых актах и официальных документах соответствующих уровней;

"эксперт" - лицо, обладающее специальными знаниями (прошедшее специализированное обучение у оператора целевой модели) в области оценки управленческих компетенций, привлекаемое к процедуре аттестации руководителей общеобразовательных организаций (ОО) и кандидатов на должность руководителя, органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ОГВ) или органами местного самоуправления (ОМСУ), ответственными за реализацию государственной политики в сфере общего образования.