3.4. Порядок формирования раздела "Движение и результаты рассмотрения административных дел"

3.4. Порядок формирования раздела "Движение и результаты

рассмотрения административных дел"

3.4.1. В разделе учитываются все административные дела, находившиеся в производстве суда в отчетном периоде. В числе поступивших дел в отчетный период учитываются принятые к производству административные дела, в том числе дела, поступившие на повторное рассмотрение.

Строки по категориям административного судопроизводства распределяются в соответствии с главами КАС РФ, в которых выделяются детализирующие категории:

об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ);

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 22 КАС РФ);

административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации (глава 23 КАС РФ);

о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (глава 24 КАС РФ);

об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (глава 25 КАС РФ);

о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (глава 26 КАС РФ);

о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (глава 27 КАС РФ);

о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (глава 27.1 КАС РФ);

о признании информационных материалов экстремистскими (глава 27.2 КАС РФ);

о помещении иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии в специальном учреждении (глава 28 КАС РФ);

об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (глава 29 КАС РФ);

о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (глава 30 КАС РФ);

о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (глава 31 КАС РФ);

о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (глава 31.1 КАС РФ);

о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (глава 32 КАС РФ, в том числе рассматриваемые в порядке главы 11.1 КАС РФ);

а также выделяются строки по иным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в случаях рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства, когда судебное рассмотрение не выделено по главам КАС РФ и рассмотрение споров из административных правоотношений предусмотрено отдельными федеральными законами <185>.

--------------------------------

<185> Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей Российской Федерации", Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

3.4.2. Показатели по разделу формируются в федеральных судах общей юрисдикции и Верховном Суде Российской Федерации, категории административных дел не относятся к подсудности мировых судей за исключением административных дел, учитываемых по категории "о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц" (глава 32 КАС РФ) <186>.

--------------------------------

<186> Контроль соблюдения подсудности по учтенным категориям осуществляется в программных шаблонах - не относящиеся к подсудности строки имеют соответствующие признаки незаполнения. Например, строки "Об оспаривании нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об оспаривании нормативных правовых актов исполнительных органов муниципальных образований, главы муниципального образования" относятся к подсудности районных судов, об оспаривании нормативных правовых актов, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации - к подсудности Верховного Суда Российской Федерации.

3.4.3. Показатели по строкам, детализирующие по строкам показатели о рассмотрении административных дел по главе 21 КАС РФ, отражают рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов по видам органов, их принявших, в том числе Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии.

3.4.4. Ряд показателей по строкам, относящимся к категориям административных дел по главе 22 КАС РФ, имеет иерархическую структуру, где одно дело будет учтено по нескольким строкам в отчетности в случае включения в несколько уровней иерархии. В структуре раздела выделяются строки по верхнему уровню иерархии - по виду органов, решения которых оспариваются (органы государственной власти, военного управления, органы местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями), об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных служащих (отдельно судебных приставов-исполнителей), органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных служащих, квалификационных коллегий судей, экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, оспаривание ненормативных правовых актов федеральных органов. В подчиненных категориях отражается предмет и содержание оспариваемых решений, действий (бездействия).

В строку "Прочие дела по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (глава 22 КАС РФ)" входят административные дела, не относящиеся по содержанию к выделенным категориям верхней иерархии, и требуют контроля корректности ее выбора.

3.4.5. Оспаривание решения пристава-исполнителя об ограничении на выезд учитывается по категории "Об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя" и отражается в группе строк по главе 22 КАС РФ. Если заявление подано приставом-исполнителем об установлении временного ограничения на выезд, то административное дело рассматривается по общим правилам административного судопроизводства" (раздел III КАС РФ) и относится к категориям из группы строк "Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений": об установлении для должника временного ограничения права на выезд из Российской Федерации по заявлению взыскателя, об установлении для должника временного ограничения права на выезд из Российской Федерации по заявлению судебного пристава-исполнителя, о снятии ограничения на выезд из Российской Федерации.

3.4.6. Показатели по строке "Об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя" детализируются на входящие в группу строки: о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанного с применением мер принудительного исполнения; об оспаривании решений о временном ограничении права на выезд должника из Российской Федерации и оспаривании решений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительского действия и исполнительного сбора. Не относящиеся к выделенным подкатегориям дела по оспариванию деятельности судебных приставов-исполнителей учитываются только по категории "Об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя".

3.4.7. Строка "Об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей" подразделяется на категории: об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий или об отставке судей; по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу; об оспаривании других решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, в том числе о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.

3.4.8. Административные дела, учтенные по категориям административного дела "Об оспаривании акта о переводе (об отказе в переводе) земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую при отсутствии спора о субъективном гражданском праве на земельный участок", выделяются в качестве подчиненных из соответствующих категорий по строкам "Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления" или "Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления" в зависимости от административного ответчика.

3.4.9. Категории "о признании незаконными представлений и иных актов прокурора" и "об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления" являются детализирующими (подчиненными) категории (строке) "Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления".

Категория "об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления" имеет выделенные в отдельных строках категории об оспаривании решений об увольнении с военной службы; о назначении на должность, снижении в должности; о переводе по службе; привлечении к дисциплинарной ответственности, о привлечении к материальной ответственности; решений, повлекших необеспечение положенными видами довольствия; нарушение жилищных прав военнослужащих; невыплату компенсации за наем жилья; решений о невыплате денежных компенсаций при увольнении; решений о невыплате надбавок за участие в боевых действиях; невыплате жилищных субсидий; решений, повлекших нарушение прав военнослужащих при ипотечном кредитовании <187>.

--------------------------------

<187> Категории дел, рассматриваемые военными судами.

3.4.10. Показатели из строки "Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления" детализируются по строкам "Об оспаривании решений представительного органа муниципального образования о самороспуске", "Об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования" в случае учета дел в электронной картотеке по соответствующим подкатегориям административных дел.

3.4.11. Административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации (глава 23 КАС РФ), относятся к подсудности Верховного Суда Российской Федерации, в связи с чем показатели имеют контроль незаполнения в отчетах иных судов.

3.4.12. В показателях группы строк "О защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (глава 24 КАС РФ) отражаются по строкам учтенные категории дел, связанные с проведением избирательных кампаний, нарушениями избирательного законодательства <188>, оспариванием решений, действий (бездействия) избирательных комиссий в зависимости от уровня выборов (по выборам в Государственную Думу Российской Федерации, Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в представительные органы местного самоуправления, на выборную должность местного самоуправления, референдума.

--------------------------------

<188> Например, Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов в Государственную Думу".

Показатели по строкам имеют иерархическую структуру, ряд строк детализируются на строки, включающие подчиненные категории, выделяются в соответствии с подсудностью <189>.

--------------------------------

<189> Например, в группе строк "об оспаривании решений избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления" выделяются категории дел по оспариванию конкретных видов решений, связанных с проведением избирательной кампании: о заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата или списка кандидатов, отказе в заверении, исключении из списка, аннулировании регистрации. Система комиссий референдума определена ст. 24 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

Для правильного выбора категории дела по требованиям об оспаривании решений избирательных комиссий референдума необходимо обращать внимание на вид комиссии референдума, решение которой оспаривается. При оспаривании решения, действий (бездействия) участковой комиссии референдума правильным будет выбор категории спора "об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума". В случае оспаривания решений иных комиссий референдума (ЦИК России, избирательная комиссия субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, специальные территориальные комиссии референдума) надлежит указывать категорию спора "об оспаривании решений избирательных комиссий по проведению референдума".

Для категорий административных дел, связанных с защитой избирательных прав, поступивших в период избирательной кампании, кампании референдума, статистический показатель "В сроки, свыше предусмотренных КАС РФ" исчисляется с учетом специальных сокращенных сроков рассмотрения, определенных в ст. 241 КАС РФ.

В показателях по строке "Прочие, возникающие из нарушений избирательного законодательства (глава 24 КАС РФ)" отражаются дела, вытекающие из нарушений избирательного законодательства, не выделенные в отдельные категории <190>.

--------------------------------

<190> Например, дела о приостановлении выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, рассматриваемые районными судами в порядке и в сроки, установленные главой 24 КАС РФ (ст. 19 раздела III КАС РФ, ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации").

3.4.13. В показатели группы строк "Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (глава 25 КАС РФ)" включаются категории административных дел по оспариванию решений в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, непосредственно относящиеся к оспариванию установленной компетентными органами кадастровой стоимости.

При выборе категорий дел в первичном учете, соответствующих строкам "Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ)", следует учитывать, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

Административные дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) должностных лиц в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, за исключением споров, рассматриваемых в соответствии с главой 25 КАС РФ, включаются в соответствующие категории административных дел по главе 22 КАС РФ. <191>

--------------------------------

<191> В качестве административных дел, рассматриваемых в соответствии с главой 22 КАС РФ в сфере кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, могут быть включены административные исковые требования об оспаривании приостановления государственной регистрации права собственности, об оспаривании приостановления государственной регистрации права собственности, об обжаловании решения об отказе осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости и так далее.

Требования об оспаривании решения Комиссии и ее действий (бездействия) рассматриваются по общим правилам главы 22 КАС РФ, регулирующей производство по административным делам об оспаривании решений органов власти с учетом особенностей, установленных главой 25 КАС РФ (п. 15 ч. 1 ст. 20, ч. 5 ст. 245 КАС РФ, пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").

В случае вынесения решения об удовлетворении исковых требований по делам об установлении кадастровой стоимости установленная судом стоимость объекта учитывается в графах по суммам "Суммы, присужденные к взысканию", необходимым для оценки расчета взыскиваемой госпошлины.

3.4.14. Показатели группы строк "О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (глава 26 КАС РФ)" формируются по административным делам областными и равными им судами, окружными (флотскими) военными судами в соответствии с подсудностью этой категории дел, определенной в статьях 18, 20, 21 КАС РФ.

В случае поступления заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в районный суд или мировому судье, результат на стадии решения вопроса о принятии данного заявления к производству (определение о возвращении административного искового заявления в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ) отражается в разделе "Результат рассмотрения заявлений в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".

3.4.15. В показателях группы строк "О приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (глава 27 КАС РФ)" выделяются показатели по строкам, отражающие рассмотрение судами административных дел о ликвидации, запрете, приостановлении деятельности политических партий и общественных объединений, религиозных организаций, с детализацией по строкам уровня этих организаций (общероссийские, региональные, местные, межрегиональные) <192>.

--------------------------------

<192> В зависимости от уровня объединения различается подсудность административных дел в соответствии со ст. 20, 21 КАС РФ. Дела о признании регистрации средства массовой информации недействительной по административному исковому заявлению регистрирующего органа рассматриваются районными судами по общим правилам административного судопроизводства (ст. 19, раздел III КАС РФ, ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"). Дела о прекращении деятельности средств массовой информации рассматриваются областными и равными им судами и Верховным Судом Российской Федерации по правилам главы 27 КАС РФ с учетом правил подсудности, установленных п. 6 ч. 1 ст. 20 и п. 6 ст. 21 КАС РФ (п. 2 ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 262 КАС РФ). Дела о приостановлении деятельности средств массовой информации рассматриваются районными судами по общим правилам административного судопроизводства (ст. 19, раздел III КАС РФ, ст. 16 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовых информации"). Дела о приостановлении выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах рассматриваются районными судами в порядке и в сроки, установленные главой 24 КАС РФ (ст. 19, раздел III КАС РФ, ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации").

Дела о прекращении деятельности средств массовой информации, рассматриваемые областными и равными им судами и Верховным Судом Российской Федерации по правилам главы 27 КАС РФ с учетом правил подсудности (п. 2 ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 262 КАС РФ), учитываются по категориям дел "О прекращении деятельности средств массовой информации: продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации" (подсудность Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 21 КАС РФ) или "продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации" (подсудность областных и равных им судов в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 20 КАС РФ) и отражаются по показателям соответствующих строк раздела.

Административные дела по искам о признании некоммерческой организации, прекратившей свою деятельность, и исключении из единого государственного реестра юридических лиц необходимо учитывать по категории административного дела "О прекращении деятельности и исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра" из группы строк "Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений".

3.4.16. В показателях по строкам "О признании информации, распространяемой посредством ИТ-сетей, в том числе сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (кроме экстремистских материалов) (глава 27.1 КАС РФ) и "Производство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими <193> (глава 27.2 КАС РФ)" отражаются административные дела по искам прокурора и иных лиц, чьи права нарушены, рассматриваемые районными судами, с выделением показателей о признании информационных материалов экстремистскими по виду распространения (с использованием Интернета или иным способом).

--------------------------------

<193> Судебный порядок признания информационных материалов экстремистскими определен в ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Дела об оспаривании решения о признании информации и материалов, распространяемых посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (решений о включении в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено) отражаются по соответствующей категории в строке из числа дел, рассматриваемых в соответствии с главой 22 КАС РФ.

3.4.17. В показателях в группе строк "О помещении иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии в специальном учреждении (глава 28 КАС РФ)" учитываются дела по административным искам территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере миграции <194> о помещении иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации <195> или реадмиссии, в специальное учреждение <196>, о продлении срока пребывания в указанном учреждении <197>.

--------------------------------

<194> Территориальный орган внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699.

<195> В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

<196> Центры временного содержания иностранных граждан.

<197> Материалы о помещении иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, в специальные учреждения, в качестве обеспечительной меры для административного выдворения лиц, совершивших административное правонарушение, а также применение этой обеспечительной меры по постановлению суда о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации учитываются в картотеках дел об административных правонарушениях отражаются в форме N 1-АП.

По строке "Прочие по главе 28 КАС РФ" могут отражаться иные иски территориальных органов внутренних дел, связанных с пребыванием в специальных учреждениях <198>. Оспаривание пребывания в специальных учреждениях или действий должностных лиц указанных учреждений, о присуждении компенсации морального вреда вследствие признания незаконным пребывания в указанных учреждениях, требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в специальном указанном учреждении <199> учитываются по категориям административных дел по главе 22 КАС РФ и отражаются в соответствующих строках раздела.

--------------------------------

<198> Корректность учета в картотеке и отражение дел в разделе по строке "Прочие по главе 28 КАС РФ" должны быть проверены и подтверждены.

<199> В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ.

3.4.18. В показатели группы строк "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (глава 29 КАС РФ)" включаются административные дела по искам исправительных учреждений и органов внутренних дел об установлении, о продлении, по искам органов внутренних дел или поднадзорным лицом (его представителем, прокурором в интересах лица) о досрочном прекращении административного надзора, искам указанных лиц о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.

В строку "Прочие по главе 29 КАС РФ" включаются дела по вопросам организации исполнения административного надзора, не относящиеся к выделенным в отдельных строках категориям по главе 29 КАС РФ и не связанные с оспариванием действий органов и должностных лиц <200>.

--------------------------------

<200> Корректность учета в картотеке и отражение дел в разделе по строке "Прочие по главе 29 КАС РФ" должны быть проверены и подтверждены.

3.4.19. В показатели группы строк "О госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (глава 30 КАС РФ)" включаются дела по административным искам в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

В строку "Прочие по главе 30 КАС РФ" включаются административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях в недобровольном порядке <201>, а также иные по вопросам организации медицинской помощи в недобровольном порядке, не выделенным в отдельных строках по главе 30 КАС РФ, кроме госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, рассматриваемым в соответствии с главой 31 КАС РФ и не связанным с обжалованием действий должностных лиц медицинских учреждений.

--------------------------------

<201> В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 271 КАС РФ.

Поскольку отношения по оспариванию действий должностных лиц медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь либо помощь непсихиатрического профиля в стационарных условиях в недобровольном порядке, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, то по таким категориям споров должностным лицом медицинской организации реализуются публично-властные полномочия в отношении лица, к которому в недобровольном порядке применена такая помощь, в связи с чем учет дел по искам об оспаривании действий должностных лиц медицинских, в том числе противотуберкулезных, организаций, оказывающих психиатрическую помощь либо помощь непсихиатрического профиля в стационарных условиях в недобровольном порядке, осуществляется в электронной картотеке в административном судопроизводстве и отражается в разделе "Движение и результаты рассмотрения административных дел" в соответствующей категории административного судопроизводства в строке из числа дел, рассматриваемых в соответствии с гл. 22 КАС РФ <202>.

--------------------------------

<202> В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 48 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" жалобы на действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения, а также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, рассматриваются судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и данной статьей. Дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику, относятся к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ. В соответствии со ст. 33.1 ГПК РФ при предъявлении в суд искового заявления, содержащего несколько требований, одни из которых подлежат рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства, а другие - по правилам административного судопроизводства, если возможно их раздельное рассмотрение, судья разрешает вопрос о принятии части требований, подлежащих рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

3.4.20. В показатели группы строк "О госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (глава 31 КАС РФ)" включаются административные дела по искам руководителей медицинских противотуберкулезных организаций, в которых граждане находятся под диспансерным наблюдением, либо прокурором о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", а также прочие дела, о продлении сроков госпитализации и иные, связанные с недобровольным пребыванием в специальном медицинском учреждении, осуществляющем обследование и лечение туберкулеза.

В строку "Прочие административные дела, связанные с госпитализацией гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке" включаются дела по искам указанных лиц, в которых не содержатся требования о госпитализации, но рассматриваются в порядке главы 31 КАС РФ, связанные с организацией госпитализации, диспансеризации, освидетельствованием в медицинском учреждении в недобровольном порядке в связи с необходимостью проведения мероприятий по выявлению, лечению и предупреждению распространения туберкулеза. <203>

--------------------------------

<203> В ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" закреплена возможность обжалования в судебном порядке действий и решений органов исполнительной власти в области здравоохранения или должностных лиц медицинских противотуберкулезных организаций. В соответствии с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 50 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с рассмотрением судами административных дел о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке" дано разъяснение о том, что решение о прекращении госпитализации в недобровольном порядке, а также бездействие руководителя медицинской противотуберкулезной организации, выражающееся в непринятии такого решения, может быть оспорено в суде в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ.

3.4.21. По строке "О защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (глава 31.1 КАС РФ)" отражаются дела по искам медицинской организации, органа опеки и попечительства, прокурора.

3.4.22. В показатели по группе строк "О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (глава 32 КАС РФ, в том числе рассматриваемые в порядке главы 11.1 КАС РФ)" включаются административные дела по искам (заявлениям) органов, наделенных функциями контроля за уплатой обязательных платежей, о взыскании с физических лиц денежных сумм в связи с задолженностью по обязательным платежам (о взыскании налоговыми органами налогов и сборов, взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, о взыскании таможенными органами таможенных сборов).

По данной группе строк отражаются также административные дела, рассмотренные в порядке приказного производства мировыми судьями по заявлениям указанных органов о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций.

В случае рассмотрения административного дела, содержащего несколько требований о взыскании налогов и сборов и о взыскании взносов в фонды, выбор категории по основному требованию осуществляется по наибольшему размеру требования, остальные требования учитываются как дополнительные.

3.4.23. В показателях по строке "Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений)" учитываются суммарно группа учтенных категорий административных дел по спорам, вытекающим из административных правоотношений, детализируемых в том числе в отдельной группе строк из числа дел по указанной строке, регулируемых федеральными законами: о привлечении судьи к административной ответственности (ч. 4 ст. 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации", об ограничении доступа к запрещенным информационным материалам (за исключением споров, связанных с защитой интеллектуальной собственности), рассматриваемым в соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", о прекращении деятельности и исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; об установлении должнику временного ограничения права на выезд из Российской Федерации по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя, о снятии ограничения на выезд в соответствии с федеральными законами от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", о прекращении действия права на управление транспортными средствами (п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1999 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовых информации", "О признании регистрации средства массовой информации недействительной (ст. 15)" и "О прекращении или приостановлении деятельности средства массовой информации (ст. 16)".

В категорию по строке "Об ограничении доступа к запрещенным информационным материалам (за исключением споров, связанных с защитой интеллектуальной собственности)" из группы строк "Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений" включаются административные дела по искам прокурора, уполномоченных органов о блокировании сайтов на основании того, что размещенная на них информация решениями суда была признана запрещенной. Если требования об ограничении доступа к запрещенным материалам содержатся в исковом заявлении одновременно с требованиями признания этих материалов запрещенными, то результат рассмотрения учитывается по строке по показателям в графах "Дополнительные или встречные требования по соответствующей категории удовлетворены полностью или частично (по количеству требований)" или "отказано по дополнительным или встречным требованиям по соответствующей категории (по количеству требований)".

3.4.24. Из общего числа административных дел в показателях по строкам группируются дела по виду и статусу истца и ответчика в соответствии с выделенными характеристиками сторон в КАС РФ.

По строкам группы "Административный истец" физические лица распределяются по учтенным значениям по признаку гражданства, организации по признаку российская, иностранная, международная. Отражение дел по группе показателей "Административный ответчик" осуществляется по двум учтенным значениям признаков - вид лица (по гражданству физического лица, не являющегося должностным лицом, в качестве стороны спорного правоотношения, или виду должностного лица (должностное лицо, не относящееся к государственным или муниципальным служащим, государственный или муниципальный служащий) и по наименованию федерального органа государственной власти или виду органа власти субъекта Российской Федерации из справочника Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ).

По категориям дел, рассматриваемых Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, административными ответчиками выступают Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, которые учитываются по строкам "Административный ответчик: иной орган/организация, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями".

3.4.25. В показателях по строкам "иной орган/организация, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями" включаются органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования государственных органов <204>, когда они являются стороной спорных правоотношений в связи с выполнением ими государственных и иных полномочий.

--------------------------------

<204> Например, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Пенсионный фонд Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

При выборе категории дела и характеристик сторон следует учитывать также следующее:

ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав (приказ Минэкономразвития России от 18.10.2016 N П/0515) является подведомственной организацией Росреестра, или организацией, наделенной публичными полномочиями;

Призывная комиссия - это коллегиальный орган, осуществляющий призыв граждан на военную службу (ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), следовательно, является иным органом, наделенным публичными полномочиями.

В показатели по строке "Административный ответчик: объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях" включаются юридические лица, общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, религиозная организация, не являющаяся юридическим лицом, религиозная организация, общественное объединение, средства массовой информации и иные юридические лица.

В группе строк "Административный ответчик (из них федеральный орган государственной власти и его органы в субъектах Российской Федерации)" выделяются показатели по наименованиям федеральных органов государственной власти (наименования министерств и ведомств), куда включаются административные дела, в которых ответчиками являлись как непосредственно федеральные государственные органы, так и их территориальные органы <205>.

--------------------------------

<205> Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации, Государственная инспекция труда по субъекту Российской Федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Военный комиссариат создается в форме федерального казенного учреждения и является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации, то есть федеральным органом исполнительной власти (Положение о Минобороны России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609). МВД России осуществляет свою деятельность через органы внутренних дел. В состав органов внутренних дел входят территориальные органы МВД на региональном уровне (например, МВД по республикам, главные управления по иным субъектам) и на районном уровне (управления, отделы, отделения МВД по району). Создание данных территориальных органов в форме государственных учреждений не лишает их статуса государственных органов исполнительной власти (п. 5 Положения о МВД России и п. 2, 3, 22 Типового положения о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699; п. 2, 4, 19 Типового положения о территориальном органе МВД России на районном уровне, утвержденного приказом МВД России от 05.06.2017 N 355. Управление по вопросам миграции МВД России по субъектам или ГИБДД МВД России являются органами исполнительной власти и входят в структуру Центрального аппарата МВД России (п. 8.1, 9 структуры Центрального аппарата МВД России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248).

3.4.26. В показателях по графе "Окончено дел за отчетный период, рассмотрены с вынесением решения (судебного приказа): упрощенное производство" не допускаются значения по категориям дел по главам 24, 28 - 31.1 КАС РФ в соответствии с частью 2 статьи 291 КАС РФ (в программных шаблонах в форме N 2 имеется контроль незаполнения).

3.4.27. В показателе "Из графы "Всего окончено" в сроки, свыше установленных КАС РФ, отражается число административных дел, по которым срок рассмотрения за вычетом периода пересчета срока подготовки рассмотрения дела сначала, сроков оставления без движения, приостановления, с учетом продления срока рассмотрения для сложных дел <206> свыше установленной продолжительности по учтенной категории дела <207>.

--------------------------------

<206> В соответствии со ст. 141 КАС РФ административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. Срок рассмотрения по сложным административным делам может быть продлен председателем суда, его заместителем или председателем судебного состава не более чем на месяц. Для ряда категорий дел в соответствии с нормами КАС РФ определены сокращенные сроки рассмотрения.

<207> Нормами КАС РФ установлены для определенных категорий дел сокращенные сроки рассмотрения, например, в соответствии со ст. 285.3 КАС РФ административные дела по искам в порядке главы 31.1 КАС РФ о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, в течение пяти дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда, а при наличии ходатайства медицинской организации о медицинском вмешательстве в экстренной форме - в день поступления административного искового заявления. В соответствии с ч. 7 ст. 272 КАС РФ административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение двадцати дней со дня поступления административного искового заявления в суд.