2.3.1.1. Система оценки качества подготовки обучающихся

При формировании концептуального документа по данному направлению целесообразно разделять муниципальные цели и задачи по достижению обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ по виду образовательных результатов (метапредметные и предметные) и по уровням образования (начальное общее, основное общее и среднее общее образование), так как при отсутствии конкретизации муниципальных целей и задач могут смещаться акценты в осуществлении оценки качества подготовки обучающихся, например в сторону освоения обучающимися программ только основного общего и среднего общего образования или в сторону только предметных результатов. Требования к результатам освоения основных образовательных программ отражены в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования. Показателями, соответствующими таким целям, могут выступать следующие:

- доля обучающихся 1 - 4 классов, достигших базового уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы НОО;

- доля обучающихся 5 - 9 классов, достигших высокого уровня метапредметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы ООО;

- доля обучающихся 5 - 9 классов, успешно справившихся с заданиями высокого уровня диагностической работы;

- доля выпускников 11 классов, получивших аттестат о среднем общем образовании;

- и т.п.

Показатели по оценке метапредметных результатов могут разрабатываться как в рамках отдельной процедуры оценки качества образования, направленной на выявление уровня освоения метапредметных результатов, так и в рамках оценочных процедур, содержащих отдельные задания, направленные на выявление уровня сформированности таких результатов.

Цели и задачи по оценке функциональной грамотности должны быть направлены на выявление способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач. Так, например, цели и задачи по оценке читательской грамотности предполагают выявление способностей обучающихся применять полученную в процессе чтения информацию в различных ситуациях, находить, анализировать и интерпретировать ее. Цели и задачи по оценке математической грамотности сосредоточены вокруг способностей обучающихся применять и интерпретировать математику для решения проблем реального мира. Цели и задачи по естественно-научной грамотности ориентированы на применение обучающимися естественно-научных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическим применением достижений естественных наук и т.п. Здесь муниципальными показателями могут выступать, например, следующие:

- доля обучающихся, в отношении которых проводилась оценка функциональной грамотности, от общего количества обучающихся;

- доля обучающихся успешно справившихся с заданиями по читательской грамотности, от общего количества обучающихся, в отношении которых проводилась оценка читательской грамотности;

- и т.п.

Обязательным условием при выстраивании муниципальной системы оценки качества образования, в том числе для осуществления эффективного управления, является объективность образовательных результатов. Поэтому муниципальные цели и задачи должны быть направлены на обеспечение объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников как на этапе проведения, так и на этапе проверки работ. Показателями здесь могут выступать такие, как:

- доля образовательных организаций с признаками необъективности ВПР;

- доля образовательных организаций, охваченных общественным/независимым наблюдением, при проведении процедур оценки качества образования;

- доля образовательных организаций, охваченных общественным/независимым наблюдением, при проведении Всероссийской олимпиады школьников;

- и т.п.