Документ применяется при определении размера расходов на восстановительный ремонт ТС в связи с ДТП, имевшими место после 20 сентября 2021 года.

Глава 5. Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства

5.1. Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) поврежденного транспортного средства, исправные и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых предлагается в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства), должны отвечать следующим условиям:

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты должны находиться в работоспособном состоянии;

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты или иные части транспортного средства в сборе, если их замена технологически осуществима) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных изготовителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования). К таким изменениям не относятся отверстия, следы среза и иные технологические следы, не препятствующие установке изделия и не ухудшающие его внешнего вида и эксплуатационных качеств.

5.2. При соответствии условиям, предусмотренным пунктом 5.1 настоящего Положения, к годным остаткам относятся:

рама (подрамники), навесные составные части кузова в сборе: капот, двери, крышка багажника (дверь задка), детали оперения (крылья съемные), а также бамперы (передний и задний), стекло проемов окон;

составные части привода и ходовой части (например, двигатель, коробка передач, мосты) транспортного средства;

шины пневматические в комплекте на два или четыре колеса, эксплуатация которых допускается действующими нормами и правилами, колеса в сборе;

приборы и оборудование транспортного средства.

Узлы, агрегаты, приборы и оборудование должны считаться работоспособными при выполнении нижеперечисленных условий, если иное не будет установлено их диагностикой или дефектовкой:

они расположены вне зоны аварийного контакта;

они не имеют следов аварийного контакта и ремонтных воздействий;

отсутствуют признаки технической неисправности или неработоспособности, например, в виде подтеков рабочих жидкостей, ощутимых недопустимых люфтов в соединении.

К годным остаткам не могут быть отнесены составные части:

демонтаж которых требует работ, связанных с применением механического, газосварочного и электродугового резания, а также работ, изменяющих размеры составной части в результате демонтажа;

имеющие изменения конструкции, формы, нарушения целостности, не предусмотренные изготовителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);

подвергавшиеся ранее ремонтным воздействиям (например, правке, рихтовке, шпатлеванию и так далее);

влияющие на безопасность дорожного движения (номенклатура таких составных частей приведена в приложении 6 к настоящему Положению;

имеющие коррозионные повреждения;

требующие ремонта.

Стоимость годных остатков не определяется, если транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

5.3. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам должны быть отнесены детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке. Такие комплектующие переходят в распоряжение страховщика. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) должен производиться на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего) в случае письменного обращения потерпевшего с заявлением о передаче ему этих комплектующих.

5.4. Расчет стоимости годных остатков транспортного средства, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу (далее - расчет стоимости годных остатков транспортного средства), определяется посредством сбора предложений о цене выкупа годных остатков транспортного средства (далее - сбор предложений) с использованием сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - сайт, сеть "Интернет") или в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 5.6 настоящего Положения (далее - расчетный метод).

В случае принятия страховщиком решения об определении стоимости годных остатков транспортного средства путем применения расчетного метода страховщик обязан не позднее дня принятия такого решения направить потерпевшему уведомление, содержащее предложение страховщика в течение 3 рабочих дней со дня получения потерпевшим данного уведомления предоставить страховщику согласие с определением стоимости годных остатков транспортного средства путем применения расчетного метода или требование об определении стоимости годных остатков транспортного средства путем сбора предложений. Указанное в настоящем абзаце уведомление, в случае если заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и (или) прилагаемые к нему документы и информация были направлены потерпевшим страховщику с использованием официального сайта страховщика в сети "Интернет" (мобильного приложения страховщика, предусмотренного абзацем третьим пункта 1 статьи 6.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации"), направляется страховщиком потерпевшему в виде электронного документа на адрес электронной почты, предоставленный потерпевшим страховщику в соответствии с абзацем пятым пункта 2, абзацем седьмым пункта 3 или абзацем третьим пункта 16 Указания Банка России от 1 апреля 2024 года N 6707-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <1>, с одновременным размещением в личном кабинете потерпевшего на официальном сайте страховщика в сети "Интернет" <2>. В случае если заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и (или) прилагаемые к нему документы и информация были направлены (предъявлены) потерпевшим страховщику на бумажном носителе, указанное в настоящем абзаце уведомление направляется страховщиком потерпевшему на бумажном носителе способом, обеспечивающим подтверждение его отправки страховщиком, с одновременным направлением страховщиком текстового сообщения по указанному потерпевшим в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков абонентскому номеру подвижной радиотелефонной связи.

--------------------------------

<1> Зарегистрировано Минюстом России 16 августа 2024 года, регистрационный N 79179.

<2> Пункт 11 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации.

Направление потерпевшим страховщику согласия с определением стоимости годных остатков транспортного средства путем применения расчетного метода или требования об определении стоимости годных остатков транспортного средства путем сбора предложений, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт его направления страховщику (в том числе путем обмена информацией в электронной форме и (или) по электронной почте, если адрес электронной почты указан на официальном сайте страховщика в сети "Интернет"). При получении страховщиком в срок, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, требования об определении стоимости годных остатков транспортного средства путем сбора предложений страховщик обязан определить стоимость годных остатков транспортного средства путем сбора предложений. В случае если страховщиком в срок, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, не получено согласие потерпевшего с определением стоимости годных остатков транспортного средства путем применения расчетного метода либо требование потерпевшего об определении стоимости годных остатков транспортного средства путем сбора предложений, стоимость годных остатков транспортного средства определяется путем применения расчетного метода.

5.4.1. В случае определения страховщиком стоимости годных остатков транспортного средства путем сбора предложений, сбор предложений осуществляется страховщиком следующим образом:

срок осуществления сбора предложений составляет не менее 3 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня размещения страховщиком на сайте информации о годных остатках транспортного средства, указанной в абзаце десятом настоящего подпункта;

при сборе предложений не ограничивается круг лиц, которые могут принять участие в сборе предложений;

при сборе предложений не устанавливается минимальная цена выкупа годных остатков транспортного средства;

при сборе предложений предусматривается, что участник сбора предложений, предложивший максимальную цену выкупа годных остатков транспортного средства (далее - участник, предложивший максимальную цену), выкупает годные остатки транспортного средства по цене, предложенной им в рамках сбора предложений;

при сборе предложений предусматривается, что срок действия предложения участника, предложившего максимальную цену, о цене выкупа годных остатков транспортного средства должен составлять не менее 20 и не более 40 календарных дней со дня определения участника, предложившего максимальную цену;

при сборе предложений предусматривается, что срок оплаты участником, предложившим максимальную цену, цены выкупа годных остатков транспортного средства не может превышать 14 календарных дней со дня получения участником, предложившим максимальную цену, согласия потерпевшего с его предложением;

сбор предложений предусматривает, что результаты его проведения должны быть документально подтверждены;

при сборе предложений на сайте размещена информация о месте нахождения (хранения) реализуемых годных остатков транспортного средства, сведения из акта осмотра, предусмотренные абзацами девятым - девятнадцатым пункта 2.2 и пунктом 2.8 настоящего Положения, а также фотоматериалы годных остатков транспортного средства;

определение стоимости годных остатков транспортного средства путем сбора предложений осуществляется однократно;

страховщик направил способом, указанным в абзаце втором настоящего пункта, потерпевшему уведомление, содержащее сведения об адресе сайта в сети "Интернет", на котором будет осуществляться сбор предложений, данные, необходимые для доступа потерпевшего к размещенной на сайте информации о ходе сбора предложений, в том числе о его результатах, участнике, предложившем максимальную цену, о сроке действия предложения участника, предложившего максимальную цену, о цене выкупа годных остатков транспортного средства, о порядке направления потерпевшим участнику, предложившему максимальную цену, согласия с таким предложением, о сроке оплаты участником, предложившим максимальную цену, цены выкупа годных остатков транспортного средства, а также условия расчета стоимости годных остатков транспортного средства в случае, предусмотренном подпунктом 5.4.3 настоящего пункта.

5.4.2. В случае неосуществления участником, предложившим максимальную цену, оплаты за годные остатки транспортного средства в срок, указанный в абзаце седьмом подпункта 5.4.1 настоящего пункта, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5.4.3 настоящего пункта, потерпевший обязан в течение 5 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня истечения срока оплаты цены выкупа годных остатков транспортного средства уведомить страховщика способом, позволяющим подтвердить факт направления информации страховщику (в том числе путем обмена информацией в электронной форме и (или) по электронной почте, если адрес электронной почты указан на официальном сайте страховщика в сети "Интернет"), о неосуществлении участником, предложившим максимальную цену, оплаты за годные остатки транспортного средства по цене, предложенной участником, предложившим максимальную цену, в рамках сбора предложений.

5.4.3. Стоимость годных остатков транспортного средства определяется как максимальная цена выкупа годных остатков, полученная при проведении сбора предложений, в случае если участником, предложившим максимальную цену, не осуществлена оплата за годные остатки транспортного средства в срок, указанный в абзаце седьмом подпункта 5.4.1 настоящего пункта, в связи с действиями (бездействием) потерпевшего, в том числе связанными с изменением потерпевшим во время проведения сбора предложений конструкции или целостности годных остатков транспортного средства и (или) реализацией потерпевшим (в том числе частичной) годных остатков транспортного средства лицу, отличному от участника, предложившего максимальную цену.

(п. 5.4 в ред. Указания Банка России от 04.06.2025 N 7070-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.5. Расчет стоимости годных остатков транспортного средства определяется путем применения расчетного метода в следующих случаях:

страховщиком в срок, предусмотренный абзацем вторым пункта 5.4 настоящего Положения, получено согласие потерпевшего с определением стоимости годных остатков транспортного средства путем применения расчетного метода или страховщиком в указанный срок не получено такое согласие потерпевшего либо требование об определении стоимости годных остатков транспортного средства путем сбора предложений;

в ходе осуществления сбора предложений не было подано ни одного предложения о выкупе годных остатков транспортного средства;

транспортное средство находится в залоге (лизинге) или на него наложен арест;

с даты дорожно-транспортного происшествия, в результате которого транспортному средству был причинен вред, прошло более 40 календарных дней;

участником, предложившим максимальную цену, не осуществлена оплата за годные остатки транспортного средства в срок, указанный в абзаце седьмом подпункта 5.4.1 пункта 5.4 настоящего Положения, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5.4.3 пункта 5.4 настоящего Положения;

не соблюдается хотя бы одно из условий, указанных в подпункте 5.4.1 пункта 5.4 настоящего Положения.

(п. 5.5 в ред. Указания Банка России от 04.06.2025 N 7070-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.6. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу должна определяться по формуле:

Рисунок 19

где:

Ц - стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;

Kз - коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;

Kв - коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;

Kоп - коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;

Q - процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства;

n - количество неповрежденных элементов (деталей, узлов, агрегатов).

5.7. Коэффициент Kз рекомендуется принимать равным 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых автомобилей и мототехники и равным 0,6 для грузовых автомобилей, автобусов, специальной техники.

5.8. Величина коэффициента Kв должна определяться в соответствии с приложением 8 к настоящему Положению.

5.9. Величина коэффициента Kоп определяется в соответствии с приложением 9 к настоящему Положению.

5.10. Процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства Ci определяется в соответствии с приложением 10 к настоящему Положению.

5.11. Стоимость не подлежащих дальнейшему использованию по назначению остатков транспортного средства определяется произведением стоимости 1 тонны негабаритного стального лома и собственной массы транспортного средства. При этом не учитываются вес цветных металлов и неметаллических материалов.