3. Признаки выявления монопольных цен

3.1.При рассмотрении признаков установления монопольных цен следует иметь в виду, что:

3.1.1. под изменением цен понимается их реальная динамика, учитывающая инфляционные процессы;

3.1.2. изменения объемов производства учитываются в натуральном, а не стоимостном выражении;

3.1.3. признаки монопольных цен могут выявляться не только прямо, через сравнение фактических цен и объемов производства с соответствующими значениями, которые имеются (или имелись бы) на конкурентном рынке, но и косвенно, путем анализа динамики цен объемов производства и т.д.

3.1.4. факты, формально свидетельствующие о наличии признаков монопольной цены, реально могут быть следствием сложившейся конъюнктуры рынка, а не злоупотреблением доминирующим положением на рынке со стороны хозяйствующего субъекта при установлении свободных цен. Поэтому наличие признаков монопольной цены не исключает, а предполагает проведение дальнейшего экономического анализа.

3.2. К наиболее характерным признакам монопольно высокой цены (при прочих равных условиях) могут быть отнесены:

3.2.1. повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат или/и получения сверхприбыли в результате:

преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при неизменном качестве;

скрытого уменьшения объемов производства (реализации) <*>;

3.2.2. скрытое повышение цены <**> в целях компенсации необоснованных затрат или/и получения сверхприбыли в результате сокращения объемов производства (реализации);

3.2.3. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

----------------------------------

<*> Под скрытым сокращением объема производства (реализации) понимается преднамеренное снижение качества продукции (за счет ухудшения потребительских свойств продукции, ее комплектации, ухудшения сервисного обслуживания и т.п.) при формально неизменной величине выпуска (реализации) в штуках, тоннах, метрах и т.д.

<**> Под скрытым повышением цены на продукцию понимается номинальная неизменность цены при снижении качества этой продукции или понижения цены при опережающем падении качества.

3.3. Наиболее характерными признаками монопольно низкой цены являются:

3.3.1. создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным;

3.3.2. продажа продукции хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, по ценам ниже себестоимости и/или ниже уровня, который сложился на конкурентных рынках, и/или меньше среднеотраслевого (среднерегионального) уровня, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;

3.3.3. не обусловленное конъюнктурой рынка и динамикой издержек производства снижение прибыли в условиях стабильного (растущего) спроса на данный товар за определенный период времени;

3.3.4. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы конкурентов.

3.4. Наиболее характерными признаками монопсонически низкой цены являются:

3.4.1. не обусловленное уровнем потребностей сокращение объемов производства и недоиспользование мощностей предприятий - поставщиков;

3.4.2. покупка продукции хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, в частности, по ценам, не обеспечивающим продавцу получения прибыли на среднеотраслевом (среднерегиональном) уровне и/или возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;

3.4.3. не обусловлено конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на данном товарном рынке (или/и уровня заработной платы его работников), путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.