Актуальность разработки Концепции

На развитие современной мировой экономики все большее влияние оказывают технологии, вследствие чего происходит формирование принципиально нового типа экономики - цифровой экономики, фундаментальным элементом которой являются цифровые платформы и экосистемы.

Ведущие компании мира строят экосистемы, поддерживая свою долгосрочную привлекательность и развитие (например, Amazon уже 20 лет развивает экосистему). В мире существует две страны, где национальные экосистемы уже совместно занимают 30% мирового рынка электронной коммерции. На долю США и Китая приходится 75% патентов, связанных с блокчейном, 50% рынка интернета вещей, 75% рынка облачных вычислений. В большинстве других стран, в том числе в Европейском союзе, национальные экосистемы не сформировались и на их рынках доминируют в основном экосистемы из США и Китая. Россия может стать третьей страной с масштабными национальными экосистемами.

Для России, как и для других стран, актуальным является как развитие лидерства национальных игроков, так и оценка потенциальных рисков для конкурентной среды и экономики, которые может нести экосистемная бизнес-модель как таковая. Регуляторы по всему миру активно обсуждают эти вопросы и разрабатывают соответствующие предложения по изменению правового поля. При разработке регулирования в России важно учитывать как международный опыт, так и необходимость его адаптации к российским условиям.

Несмотря на масштаб, экосистемы в США и Китае все больше конкурируют друг с другом и классическим бизнесом. Например, доля Alibaba на китайском рынке электронной торговли за 8 лет снизилась почти на 10 пп в результате роста JD.com, Pinduoduo и других игроков. Amazon становится поисковиком для товаров и конкурирует с Google и другими компаниями.

Экосистемы в США и Китае имеют финансовые, технологические ресурсы, данные и клиентскую базу для экспансии на международные рынки. Например, для Amazon Германия - самый большой рынок после США, Alibaba в стратегии до 2024 года одним из приоритетов ставит выход на иностранные рынки и завоевание глобальных потребителей.

Клиенты выбирают экосистемы - классические бизнес-модели уступают экосистемам по удобству, выбору и цене для клиентов. Выбор может пасть на национальные или иностранные экосистемы из США и Китая. Alibaba уже присутствует на российском рынке не только в электронной коммерции, но в платежах, предоставляя платежные сервисы для граждан Китая.

Российские технологические компании также двигаются в экосистемном направлении, расширяя линейку своих продуктов и услуг, в том числе начиная предлагать клиентам финансовые услуги.

Цифровые рынки в России находятся на ранней стадии развития и еще не достигли достаточной зрелости, например, проникновение электронной коммерции в общем обороте розничной торговли пока составляет 6% (в то время как в Китае - 28%, в США - 15%, по данным 2019 года). Цифровые рынки в России демонстрируют высокие темпы роста - отдельные сегменты до 50% в год. Кроме того, многие цифровые рынки высоко фрагментированы (например, на рынке электронной коммерции доля Wildberries составляет 17%, Ozon - 8%, Mvideo - 6% и т.д.).

Цифровые экосистемы в России только зарождаются. В настоящее время одновременно формируется несколько экосистем и платформ на основе различных отраслей. Особенностью России в формировании экосистем/платформ является то, что в основе лежат не только технологические продукты и услуги (поиск, социальные сети, электронная коммерция), но и классические, такие как финансы и телекоммуникации. Формируется конкуренция между экосистемами/платформами, которая будет усиливаться.