Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.05.2021 N АКПИ21-63 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпунктов "а", "в" пункта 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 мая 2021 г. N АКПИ21-63

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.С., М.Д. о признании частично недействующими подпунктов "а", "в" пункта 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327,

установил:

согласно подпункту "а" пункта 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327, мероприятия по социальной поддержке граждан реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 Правил мероприятия по социальной поддержке граждан реализуются в отношении граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "а" данного пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте "б" названного пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Граждане М.С., действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей П. <...> г. рождения, П. <...> г. рождения, М. <...> г. рождения, а также М.Д. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими подпунктов "а", "в" пункта 6 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 1, 15, 50, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поскольку устанавливают запреты на получение мер социальной поддержки гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но которые имеют в собственности иное жилое помещение или долю в праве собственности на иное жилое помещение, площадь которых составляет менее учетной нормы жилого помещения, установленной законодательством, членами семьи нанимателя, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, в случаях, когда наниматель имеет в собственности иное жилое помещение или долю в праве собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Как указывают административные истцы, распоряжением Правительства Хабаровского края от 29 июля 2019 г. N 623-рп в с связи выпадением обильных осадков и подъемом уровня воды на реках Хабаровского края на территории Хабаровского края, в том числе в границах городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера. Жилой дом, расположенный по адресу: <...> на основании постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 1 августа 2019 г. N 1688-па включен в перечень объектов, входящих в зону чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре". На дату введения режима чрезвычайной ситуации М.С. являлась нанимателем жилого помещения, расположенного в данном доме. Краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" уведомлением от 15 сентября 2020 г. N Z28_2020-08-28_18 отказало М.С. и членам ее семьи М.Д., несовершеннолетним П., П., М. во включении в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июль - сентябрь 2019 г., по причине того, что М.С. имеет в собственности иное жилое помещение на дату объявления чрезвычайной ситуации 29 июля 2019 г. Однако данное жилое помещение является комнатой в коммунальной квартире жилой площадью 12,9 кв. м (общая - 13,4 кв. м). Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 3 ноября 2020 г. по гражданскому делу N 2-4077/2020 отказано в удовлетворении исковых требований М.С. о признании незаконным решения КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" об отказе во включении в названный выше список.

По мнению административных истцов, в результате применения оспариваемых норм наниматель, утративший жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации и имеющий в собственности жилое помещение площадью менее учетной нормы, автоматически становится нуждающимся в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством. При этом жилищные права члена семьи нанимателя на получение мер социальной поддержки ставятся в зависимость от обеспеченности иным жилым помещением самого нанимателя, что грубо нарушает принцип равенства жилищных прав. Постановлением Главы Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 8 июня 2005 г. N 41-па учетная норма площади жилого помещения при постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, установлена в размере 13 кв. м общей площади жилья.

Административные истцы М.С., М.Д. и их представитель по доверенности С. о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 10 марта 2021 г. N ДГ-П16-2956).

Представитель административного ответчика Правительства Российской Федерации П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Определяя общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относит издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановлений и распоряжений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение их исполнения (подпункт "а" статьи 10).

Пункт 1 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в нормативном единстве с пунктом 2 данной статьи закрепляют права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предусматривают, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предусмотренных в составе федерального бюджета, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N 922).

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 октября 2019 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 октября 2019 г., N 42 (часть III).

Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.

Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и предназначены для выплат гражданам, утратившим жилые помещения. Оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривающие адресную финансовую помощь для пострадавших граждан, не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, не могут расцениваться как нарушающие права административных истцов, которые имеют жилое помещение.

Нормативного правового акта большей юридической силы, который бы по-иному регулировал определение объема бюджетных ассигнований для реализации мероприятий по социальной поддержке граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не имеется.

Доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статьям 1, 15, 50, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Приведенные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают основные начала жилищного законодательства, объекты жилищных прав, норму предоставления и учетную норму площади жилого помещения, права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, тогда как Правила регулируют вопросы предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления М.С., М.Д. о признании частично недействующими подпунктов "а", "в" пункта 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

А.М.НАЗАРОВА