XI. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан

XI. Порядок работы с обращениями граждан и организаций,

прием граждан

(в ред. Приказа Роспотребнадзора от 21.04.2025 N 319)

(см. текст в предыдущей редакции)

145. В Роспотребнадзоре подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления или жалобы граждан и организаций (далее - обращения) по вопросам сферы деятельности Роспотребнадзора, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме или в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) либо официального сайта Роспотребнадзора в сети "Интернет", обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан (если иное не установлено Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об обращениях граждан), или в форме устного обращения к руководителю Роспотребнадзора или уполномоченному должностному лицу во время личного приема граждан <28(1)>.

--------------------------------

<28(1)> Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861.

При необходимости государственный орган, сенатор Российской Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение, информируются о результатах его рассмотрения.

146. Обращения подлежат обязательной регистрации структурным подразделением Роспотребнадзора, на которое возложены функции по регистрации и рассмотрению обращений, в течение 3 дней с даты поступления в Роспотребнадзор или уполномоченному должностному лицу.

147. Поступившие в Роспотребнадзор обращения в зависимости от содержания докладываются руководителю (заместителю руководителя) Роспотребнадзора либо направляются начальникам структурных подразделений Роспотребнадзора, к непосредственному ведению которых относится рассмотрение вопросов, содержащихся в обращениях.

Обращения, поступившие в Роспотребнадзор, могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в территориальные органы и (или) подведомственные организации, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращения, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц Роспотребнадзора, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

Обращения, содержащие обжалование актов (приказов) Роспотребнадзора, направляются структурным подразделениям Роспотребнадзора, к непосредственному ведению которых относится рассмотрение вопросов, содержащихся в обращениях (в том числе в Правовое управление Роспотребнадзора), для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается заместителем руководителя Роспотребнадзора (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращения рассматриваются в Роспотребнадзоре в течение 30 дней с даты их регистрации. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен руководителем Роспотребнадзора либо уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

148. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, или если в обращении, поступившем в форме электронного документа, не указана фамилия гражданина, направившего обращение, ответ на обращение не дается. Если в таком обращении, а также в иных обращениях содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Роспотребнадзор при получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов, сообщить гражданину, направившему указанное обращение, о недопустимости злоупотребления правом, а также направить указанное обращение для рассмотрения в соответствующий правоохранительный орган <28(2)>.

--------------------------------

<28(2)> Пункт 12.3 Типового регламента внутренней организации.

В случае если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению <28(3)>.

--------------------------------

<28(3)> Пункт 12.3 Типового регламента внутренней организации.

В случае если в обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель Роспотребнадзора, заместитель руководителя Роспотребнадзора (в соответствии с распределением обязанностей) либо уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в Роспотребнадзор. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В Роспотребнадзоре, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях начальники структурных подразделений Роспотребнадзора информируют об этом заявителей.

149. В случае если поставленные в обращениях вопросы не входят в компетенцию Роспотребнадзора, заместитель руководителя Роспотребнадзора (в соответствии с распределением обязанностей), начальник структурного подразделения Роспотребнадзора, на которое возложены функции по работе с обращениями, направляют такие обращения в 7-дневный срок с даты их регистрации в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов, с уведомлением заявителей, направивших обращения, о переадресации обращений, за исключением случая, когда текст обращения не поддается прочтению. <28(4)>

--------------------------------

<28(4)> Пункт 12.4 Типового регламента внутренней организации.

В случае если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней с даты его регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам <28(5)>.

--------------------------------

<28(5)> Пункт 12.4 Типового регламента внутренней организации.

Роспотребнадзор при направлении обращения на рассмотрение в другой орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения обращения <28(6)>.

--------------------------------

<28(6)> Пункт 12.4 Типового регламента внутренней организации.

Роспотребнадзор по направленному в установленном порядке запросу органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязан в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления <28(7)>.

--------------------------------

<28(7)> Пункт 12.4 Типового регламента внутренней организации.

Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Роспотребнадзором по обращениям в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению <28(8)>.

--------------------------------

<28(8)> Пункт 12.4 Типового регламента внутренней организации.

150. Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы либо ответы в форме электронных документов.

151. Руководитель Роспотребнадзора обеспечивает учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, в том числе анализ следующих данных:

а) количество и характер рассмотренных обращений граждан;

б) количество и характер рассмотренных обращений организаций;

в) количество и характер решений, принятых по обращениям граждан и организаций Роспотребнадзором в пределах его полномочий;

г) количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;

д) количество и характер судебных споров с организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.

152. Начальники структурных подразделений Роспотребнадзора организуют учет и анализ содержащихся в обращениях граждан и организаций вопросов и подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативного регулирования.

153. Структурное подразделение Роспотребнадзора, на которое возложены функции по работе с обращениями граждан, обобщает результаты анализа обращений по итогам года и представляет проект доклада, содержащего обобщенный анализ обращений по итогам года, руководителю Роспотребнадзора для последующего направления в Правительство Российской Федерации.

154. Поступившие на имя руководителя Роспотребнадзора обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, содержащие жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации, Положения о Службе и Регламента, докладываются руководителю Роспотребнадзора его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей), начальниками структурных подразделений Роспотребнадзора с представлением заключений структурных подразделений Роспотребнадзора, определенных руководителем Роспотребнадзора (в том числе, при необходимости, Правовым управлением Роспотребнадзора) в 10-дневный срок.

Поступившие на имя руководителя Роспотребнадзора обращения организаций, содержащие жалобы (несогласие, неудовлетворенность) на результаты рассмотрения ранее поступивших в Роспотребнадзор обращений этих организаций, направляются соответствующим заместителям руководителя Роспотребнадзора, начальникам структурных подразделений Роспотребнадзора для ответа <28(9)>.

--------------------------------

<28(9)> Пункт 12.8 Типового регламента внутренней организации.

155. Для приема обращений в форме электронных документов применяется платформа обратной связи единого портала либо официальный сайт Роспотребнадзора в сети "Интернет", обеспечивающие идентификацию и (или) аутентификацию граждан.

156. Основанием для отказа в рассмотрении обращения в форме электронного документа, помимо оснований, указанных в пункте 148 Регламента, также может являться:

а) поступление дубликата уже принятого обращения в форме электронного документа;

б) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения) <28(10)>.

--------------------------------

<28(10)> Пункт 12.10 Типового регламента внутренней организации.

157. Ответ на обращение в форме электронного документа направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в Роспотребнадзор или должностному лицу в форме электронного документа, либо по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на едином портале при использовании единого портала и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в Роспотребнадзор или должностному лицу в письменной форме <28(11)>.

--------------------------------

<28(11)> Пункт 12.11 Типового регламента внутренней организации.

Ответы на обращения подписываются руководителем Роспотребнадзора, заместителем руководителя Роспотребнадзора (в соответствии с распределением обязанностей) либо уполномоченным должностным лицом.

158. Личный прием граждан в Роспотребнадзоре проводится руководителем и заместителями руководителя Роспотребнадзора и уполномоченными должностными лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

В случае если во время приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации направляется на рассмотрение в структурные подразделения Роспотребнадзора, к непосредственному ведению которых относится рассмотрение вопросов, содержащихся в обращениях.

В случае если поставленные гражданином во время приема вопросы не входят в компетенцию Роспотребнадзора, ему разъясняется порядок обращения в соответствующие органы государственной власти <28(12)>.

--------------------------------

<28(12)> Пункт 12.12 Типового регламента внутренней организации.

159. Порядок использования Роспотребнадзором платформы обратной связи единого портала для получения и обработки обращений, направляемых с использованием платформы обратной связи единого портала, и направления ответов на такие обращения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 2334 "Об утверждении Правил использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" для направления гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, объединениями граждан, в том числе юридическими лицами, обращений и сообщений в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам, а также для получения и обработки такими органами и организациями указанных обращений и сообщений и направления ответов на такие обращения и сообщения <28(13)>.

--------------------------------

<28(13)> Пункт 12.13 Типового регламента внутренней организации.