Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для дежурного помощника начальника железнодорожного вокзала (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, с учетом требований ГОСТ 12.0.004-2015 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения", Правилами разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 21 ноября 2016 г. N 2355р и устанавливает основные требования охраны труда для дежурного помощника начальника железнодорожного вокзала (далее - дежурный помощник).

1.2. На основе настоящей Инструкции на вокзалах разрабатывается Инструкция по охране труда для дежурного помощника начальника железнодорожного вокзала с учетом местных условий.

1.3. К работе дежурным помощником допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет".

1.4. Вновь принимаемый на работу дежурный помощник должен пройти предварительный медицинский осмотр и периодические медицинские осмотры согласно Типовым правилам прохождения работниками ОАО "РЖД" медицинских осмотров, психиатрического освидетельствования и психофизиологического обследования (в рабочее и нерабочее время) и возмещения работникам ОАО "РЖД" расходов, связанных с их прохождением, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 14 декабря 2015 г. N 2924р.

1.5. При поступлении на работу в соответствии с СТО РЖД 15.011-2015 "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация обучения" дежурный помощник должен пройти:

вводный инструктаж по охране труда;

вводный противопожарный инструктаж;

первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ (стажировку на рабочем месте), проверку знаний требований охраны труда.

Вновь принимаемый на работу дежурный помощник должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу.

1.6. В процессе работы дежурный помощник должен проходить повторные инструктажи по охране труда, в случае необходимости - внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, а также очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда.

При перерыве в работе в должности более 1 года дежурный помощник должен пройти стажировку, внеочередную проверку знаний требований охраны труда, после перерыва в работе более чем на 30 календарных дней - внеплановый инструктаж.

Дежурный помощник должен проходить периодическое обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не реже одного раза в год.

1.7. Дежурный помощник в зависимости от специфики возложенных на него обязанностей должен:

пройти обучение по охране труда при работе на высоте в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 155н;

пройти обучение по пожарно-техническому минимуму в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 6 (далее - ПТЭЭП), и иметь соответствующую группу по электробезопасности.

1.8. Дежурный помощник должен знать и соблюдать (в объеме должностных обязанностей):

Трудовой кодекс Российской Федерации

Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";

Правила по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2012 г. N 2665р;

Положение об организации в ОАО "РЖД" работы по системе информации "Человек на пути", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 14 марта 2016 г. N 410р;

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. N 328н;

Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 155н;

Памятку "Оказание первой помощи пострадавшим", утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 21 августа 2019 г. N 1824р;

воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

знаки безопасности, расположенные на территории и в помещениях вокзала;

требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при выполнении работ работниками вокзала и аутсорсинговых организаций;

план эвакуации людей при пожаре;

сигналы пожарной тревоги, места расположения средств пожаротушения, органов управления противопожарным оборудованием (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, оповещения о пожаре), типы первичных средств пожаротушения и правила пользования ими;

места расположения средств связи и номера телефонов для вызова пожарных подразделений в случае возгорания;

места хранения аптечек первой помощи с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;

порядок расследования и учета несчастных случаев с людьми, не связанных с производством;

1.9. Дежурный помощник должен:

выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником (заместителем начальника) вокзала работу;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности, надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств и другими работниками;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.10. Во время работы на дежурного помощника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы, указанные в ГОСТ 12.0.003-2015 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Опасные и вредные производственные факторы. Классификация":

движущийся железнодорожный подвижной состав, транспортные средства, транспортно-уборочные машины;

при возникновении аварийной ситуации - факторы взрыва, пожара, воздействия химических веществ и повышенного значения напряжения электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная влажность и подвижность воздуха;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

скользкие поверхности, повышающие риск падения;

повышенный уровень шума;

повышенный уровень электромагнитных излучений при работе на персональном компьютере;

перенапряжение зрительных анализаторов (повышенная яркость, пониженная контрастность, повышенная пульсация, прямая и отраженная блескость) при неправильном выборе параметров видеодисплеев;

эмоциональные перегрузки (напряженность трудового процесса).

1.11. Дежурный помощник должен носить форменную одежду установленного образца, а при необходимости надевать сигнальный жилет со световозвращающими полосами и трафаретом с логотипом принадлежности к структурному подразделению. Личную и форменную одежду следует хранить отдельно друг от друга в шкафчиках, которые необходимо содержать в чистоте и порядке.

1.12. Дежурный помощник должен соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи согласно СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".

Прием пищи должен осуществляться в специально оборудованной комнате (месте). Перед едой необходимо вымыть руки водой с мылом. Воду пить необходимо только кипяченую или бутилированную. Применяемое бытовое оборудование необходимо эксплуатировать в соответствии с руководством (инструкцией) по его эксплуатации.

1.13. Дежурному помощнику запрещается:

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям электрооборудования;

открывать распределительные щиты, шкафы и пульты управления;

ремонтировать и регулировать радиооборудование, систему вентиляции, отопления и другое оборудование;

пользоваться временной или неисправной электропроводкой, электрооборудованием, производить переоборудование электросети;

находиться на работе и выполнять должностные обязанности в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.14. При необходимости следования по территории железнодорожной станции дежурный помощник должен:

проходить по установленным маршрутам, обозначенным знаком "Служебный проход";

быть предельно внимательным в местах движения автотранспорта;

1.15. При необходимости, по поручению начальника (заместителя начальника) вокзала, а также в аварийных ситуациях, дежурный помощник может привлекаться для организации работ в зоне железнодорожных путей.

1.16. При нахождении на железнодорожных путях дежурный помощник должен соблюдать следующие требования:

надеть сигнальный жилет со световозвращающими полосами;

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии железнодорожного подвижного состава, перешагивания через рельсы, не наступая на концы железобетонных шпал;

при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса, на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги - не менее 5,0 м;

в случае нахождения между движущимися по смежным путям поездами, локомотивами, следует немедленно присесть или лечь на землю в междупутье;

проходить вдоль путей по обочине пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса или посередине широкого междупутья, при этом следить за движущимися поездами, маневровыми составами и локомотивами;

при проходе вдоль пути обходить предельные столбики, желоба, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, связи и другие устройства, расположенные на междупутье;

переходить железнодорожный путь, занятый стоящим подвижным составом, при отсутствии на соседнем пути приближающегося подвижного (маневрового) состава следует тамбурами пассажирских вагонов или по исправным переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки, отсутствии их обледенения, заснеженности;

подниматься и сходить с тамбура пассажирского вагона или переходной площадки стоящего вагона следует, повернувшись лицом к вагону, держась двумя руками за поручни, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по смежному железнодорожному пути и препятствий в междупутье или на обочине пути (в темное время суток следует осветить это место ручным фонарем);

прежде чем начать подъем в тамбур пассажирского вагона или на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением;

обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5,0 м от автосцепки;

проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10,0 м;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

быть внимательным и осторожным при нахождении на путях, особенно при плохой видимости, сильных снегопадах, туманах, сильном шуме, создаваемом работающей техникой или проходящим подвижным составом, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость сигналов.

1.17. При нахождении на железнодорожных путях дежурному помощнику запрещается:

переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по смежному железнодорожному пути не движется встречный поезд;

подлезать под вагонами;

становиться или садиться на рельсы;

находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

переходить пути в пределах стрелочных переводов;

наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал при переходе путей;

находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;

пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами;

наступать на электрические провода и кабели;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

приближаться ближе 2,0 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий электропередач, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам, касающихся земли - ближе 8,0 м.

1.18. Дежурный помощник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, должен немедленно сообщить об этом начальнику (заместителю начальника) вокзала или в ближайший район контактной сети.

1.19. Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода в зоне растекания тока короткого замыкания на землю (зоне "шаговых напряжений"), следует выходить из нее, соблюдая следующие меры безопасности: не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, передвигать стопы по земле, не отрывая их одну от другой.

1.20. Выходя из помещений вокзала на перрон, других помещений и зданий необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущихся транспортно-уборочных машин и другого подвижного состава, быть внимательным при гололеде, в холодное время года и при плохой видимости, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.

1.21. В случае получения травмы или внезапного заболевания дежурный помощник должен прекратить работу, поставить в известность начальника (заместителя начальника) вокзала и обратиться за помощью в медпункт вокзала или ближайшее медицинское учреждение.

При травмировании кого-либо из работников вокзала дежурный помощник при необходимости должен оказать первую помощь пострадавшему и организовать доставку его в медпункт. Сообщить об этом начальнику (заместителю начальника) вокзала.

1.22. При обнаружении нарушений требований правил по охране труда, настоящей Инструкции, о ситуациях, создающих опасность для жизни людей и окружающей среды или являющихся предпосылкой к транспортному происшествию, а также обо всех выявленных нарушениях по содержанию рабочего места и недостатков по охране труда (при приеме смены и во время работы) дежурный помощник должен сообщить начальнику (заместителю начальника) вокзала, для принятия мер и записи в ведомости несоответствий Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (далее - КСОТ-П) в установленном порядке или самостоятельно оформить запись в ведомости несоответствий КСОТ-П согласно СТО РЖД 15.002-2016 "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Общие положения", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 2 декабря 2016 г. N 2436р.

В случае возникновения опасности для жизни и здоровья не приступать к выполнению работы до устранения нарушения.

1.23. За невыполнение требований правил охраны труда, пожарной, электрической безопасности, производственной санитарии и настоящей Инструкции дежурный помощник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.