Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ2001-1482 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконным пункта 4 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001 N 143>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 28 марта 2002 г. N ГКПИ 2001-1482

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре Терентьевой С.В.,

с участием прокурора Любимовой И.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дарья" о признании незаконным пункта 4 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143,

установил:

ООО "Дарья" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным пункта 4 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. N 143, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт издан с превышением полномочий Правительства РФ, не соответствует законам и нарушает права и законные интересы юридического лица, которое лишено права обжаловать действия органа федерального казначейства в суд.

В судебном заседании Верховного Суда РФ представитель ООО "Дарья" Лукьяненко Ю.Ю. поддержала заявленные требования.

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Янина Н.Г., Лохин В.В., Сушкова Л.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый пункт 4 Правил не противоречит действующему законодательству, издан в пределах полномочий государственного органа и не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.

Выслушав объяснения представителей: заявителя ООО "Дарья" Лукьяненко Ю.Ю., заинтересованного лица Правительства РФ Яниной Н.Г., Лохина В.В., Сушковой Л.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации 22 февраля 2001 г. издало Постановление N 143, которым утверждены Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.

Настоящие Правила устанавливают порядок взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в органах федерального казначейства для учета бюджетных средств, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Доводы заявителя о том, что Постановление Правительства РФ издано в нарушение Федерального закона "Об исполнительном производстве", с превышением полномочий Правительства РФ, являются несостоятельными.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2001 г., вступившим в законную силу по делу ГКПИ 2001-1345, установлено, что Правительство РФ в пределах своих полномочий утвердило Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.

Правила устанавливают добровольный порядок исполнения требований актов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и не ограничивают взыскателя в свободе выбора способа исполнения исполнительного документа.

Они не лишают взыскателя возможности ставить вопрос о принудительном исполнении судебного решения в порядке, предусмотренном Федеральными законами "Об исполнительном производстве", "О судебных приставах", ГПК РСФСР и АПК РФ.

Согласно ст. 109 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, производится органами федерального казначейства на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов исключительно в пределах целевых назначений, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год".

В случае недостаточности средств на эти цели на лицевых счетах должников главный распорядитель средств федерального бюджета, в чьем ведении находится должник, несет субсидиарную ответственность за исполнение судебных решений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в ст. 127 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при нарушении сроков предъявления исполнительного листа к исполнению, несоответствии его требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к исполнительным листам, либо несоответствии наименования должника по исполнительному листу, имеющего соответствующий лицевой счет, наименованию получателя средств федерального бюджета орган федерального казначейства возвращает исполнительный лист взыскателю без исполнения в течение 3 рабочих дней со дня его поступления с указанием причины возврата.

Действующее законодательство о гражданском судопроизводстве, о судопроизводстве в арбитражных судах, об исполнительном производстве устанавливает сроки для предъявления исполнительного листа к исполнению, содержание исполнительного листа, в т.ч. указание о наименовании взыскателя (ст. ст. 342, 345 ГПК РСФСР, ст. ст. 200, 201 АПК РФ, ст. ст. 8, 14 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Лохин В.В., Правила устанавливают добровольный порядок исполнения требований актов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.

Органы федерального казначейства не наделены правами по устранению ошибок, допущенных в исполнительных документах, и они возвращаются тогда взыскателям в целях устранения выявленных в них нарушений законодательства.

При этом возвращение предъявленных документов взыскателям не препятствует их повторному направлению и не лишает взыскателей права на обжалование в соответствующий суд действий органов федерального казначейства.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают права и охраняемые законом интересы юридического лица и граждан, заявление ООО "Дарья" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Дарья" о признании незаконным пункта 4 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.