Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.1 Организация и основные этапы создания (реконструкции) систем оповещения населения регионального и муниципального уровней

3.1 Организация и основные этапы создания (реконструкции)

систем оповещения населения регионального

и муниципального уровней

Основанием для создания (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения является нормативный акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), в котором определяются:

цель работ (Программы);

задачи работ (Программы)

этапы и сроки реализации работ (Программы)

государственный заказчик-координатор работ (Программы);

источники финансирования и объемы бюджетных ассигнований на реализацию работ (Программы);

индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов работ (Программы);

контроль работ.

Мероприятия создания (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения проводятся в три этапа:

первый этап - планирование, подготовка к проектированию (проектно-изыскательские работы) и проектирование региональной (муниципальной) системы оповещения населения с учетом мероприятий по обеспечению информационной безопасности;

второй этап - поставка оборудования, проведение монтажных и пусконаладочных работ, выполнение мероприятий по обеспечению информационной безопасности;

третий этап - приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения населения.

На первом этапе:

разрабатывается план мероприятий по созданию (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения;

разрабатывается техническое задание на создание (реконструкцию) региональной (муниципальной) системы оповещения населения;

в соответствии с законодательством определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ;

у операторов связи и вещания, балансодержателей (собственников) зданий и сооружений, где планируется установка и функционирование технических средств оповещения (далее - ТСО), запрашиваются технические условия на размещение ТСО и подключение их к сетям связи и вещания, сети электропитания и системам заземления и др. требования;

проводится проектирование.

На основании нормативного правового акта (Программы) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) - государственным заказчиком-координатором работ разрабатывается план мероприятий по созданию (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения, согласовывается с территориальным органом МЧС России и утверждается в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления).

Техническое задание на создание (реконструкцию) региональной (муниципальной) системы оповещения населения является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, порядок ее создания (реконструкции) и приема в эксплуатацию.

Форма и разделы технического задания определяются ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.".

Техническое задание разрабатывается государственным заказчиком-координатором работ и согласовывается с территориальным органом МЧС России на предмет соответствия требований к системе оповещения требованиям законодательства, а также с операторами связи и вещания, собственниками студий (вещателями) сети связи и студии вещания которых задействуются в системе оповещения.

В ходе разработки технического задания также учитываются:

сведения о населенных пунктах и населении, на территории которых должна функционировать система оповещения населения;

пункты управления системой оповещения населения;

особенности организационно-технического построения существующей (при наличии) региональной (местной) системы оповещения населения;

особенности организационно-технического построения территориальных сетей связи и вещания и перспективы их развития;

требования к защите информации;

сопрягаемые с системой оповещения взаимодействующие автоматизированные системы РСЧС и ГО (взаимодействие с другими автоматизированными системами РСЧС и ГО определяется Планом гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования (при наличии) и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

наличие и функционирование организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, других потенциально опасных объектов и объектов экономики, мест массового пребывания населения и т.д.

виды угроз в зонах экстренного оповещения и сведения о системах мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

На основании технического задания и с учетом выпускаемой отечественной технической основы систем оповещения (приложение N 6) проектной организацией выполняются проектно-изыскательские работы.

Проектно-изыскательские работы выполняются на всю систему оповещения в целом.

Проектно-сметную документацию рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", сводами правил и государственными стандартами и другими нормативными актами, регламентирующими создание автоматизированных систем и разработку документации на них.

В ходе проектирования с балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, на (в) которых планируется установка ТСО, осуществляется согласование (получение технических условий) размещения и подключения ТСО (ответственный за согласование вопросов размещения и подключения технических средств оповещения определяется договором на разработку проектно-сметной документации).

Разделы "Пояснительная записка" и "Технологические решения" проектно-сметной документации согласовываются:

с операторами связи и вещания, сети связи и вещания, а также помещения которых задействуются в системе оповещения населения;

с территориальным органом МЧС России, осуществляющим координацию и контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, на предмет соответствия и полноты реализуемых системой оповещения задач и функций.

При выявлении недостатков проектно-сметная документация возвращается на доработку.

После согласования проектно-сметная документация утверждается государственным заказчиком-координатором работ.

До начала создания системы, имеющей в своем составе радиоэлектронные средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование (изменения состава сооружения (объекта), связанного с установкой новых радиоэлектронных средств), в соответствии с законодательством Российской Федерации государственным заказчиком-координатором работ должно быть получено разрешение на использование радиочастот.

При условии недостаточного финансирования мероприятий создания (реконструкции) системы оповещения населения допускается поэтапная их реализация (вводимая очередь) в соответствии с программными планами финансирования.

На втором этапе:

а) государственным заказчиком-координатором работ:

определяется генеральный подрядчик (исполнитель) и, при необходимости, субподрядчики на выполнение работ по созданию (реконструкции) региональной (муниципальной) системы оповещения населения;

в соответствии с проектно-сметной документацией заключаются договора на поставку оборудования и необходимых материалов (в случае, если генеральный подрядчик (исполнитель работ) не осуществляет поставку оборудования);

в соответствии с проектно-сметной документацией с операторами связи и вещания и балансодержателями (собственниками) зданий и сооружений, где планируется установка и функционирование ТСО заключаются договора на размещение, охрану и подключение ТСО к соответствующим сетям;

осуществляется разработка и реализация комплекса мероприятий по обеспечению информационной безопасности (проведение аттестации объекта по требованиям безопасности информации);

осуществляется разработка комплекса организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования ТСО региональной (муниципальной) системы оповещения населения;

б) генеральным подрядчиком (исполнителем работ):

разрабатывается календарный план строительно-монтажных и пуско-наладочных работ. План согласовывается с государственным заказчиком-координатором работ;

осуществляется, в соответствии с проектно-сметной документацией поставка оборудования и необходимых материалов;

проводятся строительно-монтажные, в том числе подключение к сетям связи и вещания, а также пуско-наладочные работы;

проводится обучение правилам эксплуатации ТСО оперативного дежурного и технического персоналов органов повседневного управления РСЧС, уполномоченных на оповещение населения и планируемых эксплуатировать эти технические средства оповещения;

по согласованию с государственным заказчиком-координатором работ проводятся предварительные испытания на соответствие региональной (муниципальной) системы оповещения населения требованиям технического задания и проектно-сметной документации, в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных и оформляет акт по результатам предварительных испытаний;

готовятся протоколы о соответствии смонтированного оборудования региональной (муниципальной) системы оповещения населения утвержденной проектно-сметной документации, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;

разрабатывается и согласовывается с государственным заказчиком-координатором работ и с территориальным органом МЧС России Программа и методики приемо-сдаточных испытаний (далее - ПМИ);

государственному заказчику-координатору работ направляются уведомление о завершении строительства, готовности системы оповещения к проведению испытаний и приему в эксплуатацию, а также предложения о сроках проведения испытаний и составе приемочной комиссии (от подрядных организаций).

На третьем этапе:

Основанием для начала работ по приемке региональной (муниципальной) системы оповещения в эксплуатацию является распорядительный документ государственного заказчика-координатора о назначении приемочной комиссии и проведении мероприятий по вводу в эксплуатацию.

В состав приемочной комиссии включаются представители:

органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

органов местного самоуправления;

органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципальных уровней, уполномоченных на задействование системы оповещения;

территориального органа МЧС России;

территориального органа Роскомнадзора;

операторов связи и вещания, собственниками студий (вещателями), сети связи и студии вещания, которых задействованы в системе оповещения населения;

генерального подрядчика (исполнителя работ) и субподрядчиков (при наличии).

Председателем приемочной комиссии назначается представитель государственного заказчика-координатора.

Необходимые условия для работы приемочной комиссии создают государственный заказчик-координатор и генеральный подрядчик (исполнитель работ).

Работу приемочной комиссии организует ее председатель.

Секретарем приемочной комиссии разрабатывается план работы комиссии, который утверждается председателем приемочной комиссии.

В ходе работы приемочная комиссия, в соответствии с техническим заданием и ПМИ проводит обследование (проверяет состав и функционирование) системы оповещения населения, выполняет проверку функциональных свойств оконечных средств оповещения (в соответствии с п. 3.6 и 3.7 настоящих рекомендаций) и проверяет наличие следующих документов:

утвержденной проектно-сметной документации на систему оповещения населения;

перечня используемых ТС О с указанием их наименования (типа) и серийного номера;

утвержденного акта (протоколов) по результатам испытаний системы оповещения населения, проведенных генеральным подрядчиком (исполнителем работ) до предъявления его к приемке в эксплуатацию;

комплекта эксплуатационной документации на систему оповещения населения, включая инструкции по эксплуатации ТСО;

разрешений на использование радиочастот и на эксплуатацию радиоэлектронных средств (при необходимости);

санитарных паспортов на оборудование системы оповещения (при наличии к нему требований по соблюдению санитарных норм);

документов, подтверждающих проведение обучения специалистов для работы на оборудовании, входящем в состав системы оповещения населения, в том числе знание ими правил технической эксплуатации, техники безопасности и охраны труда (если для эксплуатации ТСО предусматривается обслуживающий персонал);

договоров на присоединение к соответствующим сетям связи (если это требуется в соответствии с законодательством);

перечня средств измерений, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, и сведений об их поверке.

Также, в ходе работы приемочная комиссия проверяет соответствие вводимой в эксплуатацию системы оповещения населения утвержденной проектно-сметной документации.

В случае расхождения системы оповещения населения с проектно-сметной документацией исполнителем работ принимаются меры по доработке системы в соответствии с документацией. При обнаружении комиссией (исполнителем работ) в проектно-сметной документации неточностей, в результате которых созданная система оповещения населения не выполняет заданных требований - в проектно-сметную документацию вносятся необходимые дополнения (уточнения), а система дорабатывается.

По результатам работы приемочная комиссия оформляет акт с выводами и предложениями о возможности (невозможности) приема системы оповещения населения в эксплуатацию (при невозможности приема в акте указываются обоснованные причины).

Акт утверждается председателем приемочной комиссии (приложение N 4).

Приложением к акту включается план-график устранения недостатков (при наличии таковых), не препятствующих началу эксплуатации системы оповещения населения, подготовленный генеральным подрядчиком (исполнителем работ) совместно с государственным заказчиком-координатором работ.

Юридической основой принятия региональной (муниципальной) системы оповещения населения в эксплуатацию является распорядительный документ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) о принятии региональной (муниципальной) системы оповещения населения в эксплуатацию и организации ее эксплуатации в составе территориальной подсистемы РСЧС. Распорядительный документ принимается на основании положительных выводов акта приемочной комиссии.

Допускается, при необходимости, проведение, в течение 2 - 3 месяцев, опытной эксплуатации системы оповещения населения.

В ходе которой должны быть подтверждены соответствие фактических значений характеристик системы оповещения населения заданным и готовность персонала к работе в условиях функционирования системы оповещения населения и, при необходимости, доработаны система оповещения населения и документация.

После завершения опытной эксплуатации повторно организуются и проводятся испытания системы оповещения населения, по результатам которых принимается решение о вводе ее в эксплуатацию.

На принятую в эксплуатацию региональную (муниципальную) систему оповещения населения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) оформляет паспорт по форме, рекомендованной совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".

Сведения о принятой системе оповещения населения в эксплуатацию органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) вносятся в положение о региональной (муниципальной) системе оповещения.

В ходе работ по модернизации системы оповещения замена (доработка) отдельных элементов (устройств, блоков) составных частей системы осуществляется (при наличии специалистов с необходимой квалификацией) балансодержателем ТСО, поставщиком оборудования, либо организацией, осуществляющей эксплуатационно-техническое обслуживание.

При этом, вывод из эксплуатации устаревших элементов (устройств, блоков) составных частей системы и, взамен них, ввод в эксплуатацию новых элементов (устройств, блоков) составных частей осуществляется на основании распорядительного документа балансодержателя ТСО.

В ходе развития (строительства) городов, других населенных пунктов, районов (кварталов) городов, жилых комплексов и т.д. органами местного самоуправления (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) проводятся мероприятия по совершенствованию (развитию, дооборудованию) муниципальных (региональных) систем оповещения.

Мероприятия по планированию, монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию вновь устанавливаемых ТСО и других подсистем системы оповещения населения аналогичны мероприятиям по строительству и вводу в эксплуатацию муниципальной (региональной) системы оповещения.