VI. Применение пожарных рукавов

41. Пожарные рукава должны размещаться в отсеках пожарного автомобиля, оборудованных ячейками с настилами, или в специально предусмотренных производителем местах, в свободном доступе для личного состава. Размещение пожарных рукавов осуществляется с учетом исключения возможности получения личным составом травм при их снятии и укладке. Для фиксации пожарных рукавов в целях обеспечения плотной укладки и недопущения их истирания друг о друга и о стенки ячеек (отсеков) при движении пожарного автомобиля места размещения пожарных рукавов оборудуются быстросъемными креплениями.

42. Все исправные пожарные рукава с рукавной базы (поста) ставятся в боевой расчет поочередно по круговому принципу, что позволяет продлить срок их эксплуатации. Не допускается постоянное использование в работе одних и тех же пожарных рукавов при наличии на рукавной базе или рукавном посту подразделения ФПС ГПС резерва.

43. При прокладке напорных рукавных линий необходимо следить, чтобы пожарные рукава не имели резких перегибов. При прокладке напорных рукавных линий через различные препятствия (заборы, окна и другие препятствия), где возможны резкие перегибы, следует использовать специальное устройство - рукавное седло (колено) (рисунок 2).

Рисунок 3

Рисунок 2. Пример рукавного седла (колена)

44. Пожарные рукава должны переноситься в свернутом виде (смотанными в скатку или уложенными иным способом). Спускать с высоты пожарные рукава следует при помощи спасательных веревок или других приспособлений. Запрещается сбрасывать с высоты напорные рукавные линии.

45. Прокладка напорных рукавных линий по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами, кислотами, щелочами и другими агрессивными веществами, разрушающими материалы, из которых изготовлены пожарные рукава, не допускается. Для исключения (минимизирования) воздействия на пожарные рукава внешних разрушающих факторов предусматривается прокладка напорных рукавных линий по сливным каналам вдоль автомобильных дорог (трасс), а также использование для их защиты грунта, песка.

46. В лестничных клетках прокладывать напорные рукавные линии следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы. При отсутствии возможности прокладки между маршами напорная рукавная линия может быть проложена по маршам лестничной клетки как можно ближе к стене. Для разгрузки вертикальной напорной рукавной линии, прокладываемой вдоль стены (конструкции), внутри здания или по пожарной лестнице на высоту, необходимо применять рукавные задержки из расчета одной задержки на один пожарный рукав (рисунок 3). Крепление вертикальной напорной рукавной линии, поднятой выше девятого этажа или 30 м, производится из расчета двух рукавных задержек на один пожарный рукав.

Рисунок 4

Рисунок 3. Пример рукавной задержки

47. Прокладка напорных рукавных линий вне зданий и сооружений должна по возможности производиться по тротуарам (не по проезжей части). При выборе источника наружного противопожарного водоснабжения и прокладке напорных рукавных линий следует избегать пересечения проезжей части улиц и дорог, трамвайных и железнодорожных путей. В местах движения автотранспорта пожарные рукава должны прокладываться с применением устройств для их защиты от повреждений при наезде (переезде) транспортных средств - рукавными мостиками (рисунок 4).

Рисунок 5

Рисунок 4. Пример рукавного мостика

48. При необходимости прокладки напорных рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути следует производить ее под рельсами между шпалами.

При невозможности прокладки напорных рукавных линий под рельсами трамвайных путей следует предусматривать мероприятия по обеспечению их сохранности, а при необходимости организовать остановку движения трамваев в двух направлениях, для чего вдоль трамвайных путей на расстоянии не менее 50 м от места прокладки напорных рукавных линий на безопасном расстоянии от трамвайных путей выставляются посты для подачи сигналов водителю трамвая.

49. При проведении работ по вскрытию и разборке строительных конструкций запрещается сбрасывать части разбираемых конструкций на рукавные линии.

50. Во избежание разрывов пожарных рукавов от гидравлических ударов подавать воду в напорные рукавные линии следует путем постепенного открытия клапанов (задвижек, вентилей) напорных патрубков пожарного насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в пожарном насосе, а также резко перекрывать пожарный ствол.

51. При возникновении течи (свища) в напорном пожарном рукаве она должна быть немедленно устранена путем установки устройства для временной ликвидации течи (свища) из разрыва без прекращения подачи огнетушащего вещества - рукавного зажима. На вооружении подразделений ФПС ГПС стоят ленточные рукавные зажимы, предназначенные для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см (рисунок 5).

Рисунок 6

Рисунок 5. Пример ленточного рукавного зажима

52. Для оперативного устранения течи (свища) в качестве рукавного зажима может быть использована муфта, которая надевается на пожарный рукав до его навязки на рукавные пожарные соединительные головки. При появлении течи (свища) во время работы давление в напорной рукавной линии понижается, муфта перемещается на место повреждения пожарного рукава. После применения пожарного рукава муфта снимается (смещается), а место течи (свища) помечается для проведения последующего ремонта.

53. Всасывающие и напорно-всасывающие пожарные рукава размещаются на пожарных автомобилях в пеналах, а на мотопомпах - в специально отведенных местах. Для удобства извлечения всасывающих и напорно-всасывающих пожарных рукавов из пеналов и предохранения от истирания под них подкладывают прокладочные ленты. При извлечении всасывающих и напорно-всасывающих пожарных рукавов из пеналов не допускается их сбрасывание на землю во избежание механических повреждений.

54. При сборке всасывающей рукавной линии необходимо следить за герметичностью всех соединений, рекомендуется использовать ключи для соединения пожарной соединительной арматуры. Не следует допускать резких перегибов и механических повреждений пожарных рукавов. Не разрешается применять для подъема всасывающей рукавной линии веревку, предназначенную для открытия обратного клапана всасывающей сетки.

55. При эксплуатации пожарных рукавов в зимнее время (при отрицательных температурах окружающего воздуха) необходимо:

1) забирать воду из открытых водоисточников с большой глубины, так как там ее температура несколько выше, чем у поверхности;

2) производить подачу воды (огнетушащих веществ) по одной магистральной рукавной линии, при этом пожарный насос должен работать на повышенных оборотах с не полностью открытым напорным патрубком непрерывно (при условии обеспечения требуемого расхода огнетушащих веществ), что позволяет повысить температуру воды в пожарных рукавах от трения ее о рабочее колесо и стенки корпуса насоса;

3) начиная подачу воды (огнетушащих веществ), во избежание ее замерзания в пожарных рукавах, убедиться в устойчивости работы пожарного насоса, сливая воду через второй напорный патрубок, к которому не присоединена рукавная линия, через 15 - 20 секунд, увеличив число оборотов вала пожарного насоса, плавно подать воду в рукавную линию, одновременно закрывая запорную арматуру (клапан, задвижку) второго патрубка;

4) подсоединять к разветвлениям максимально возможное количество рабочих рукавных линий, увеличивая скорость подачи воды, при этом не прекращать полностью подачу воды из пожарных стволов, в случае необходимости перекрыть их на непродолжительное время, часть воды при этом сбрасывается через свободный патрубок пожарного насоса, не создавая наледь вблизи пожарного автомобиля;

5) для предотвращения замерзания воды в пожарных рукавах всасывающей рукавной линии при длительной работе пожарного насоса с небольшим расходом воды следует сбрасывать часть воды обратно в водоем через напорный пожарный рукав, присоединенный к свободному патрубку насоса;

6) производить уборку напорных рукавных линий (после применения) без прекращения подачи воды (при этом давление и расход уменьшаются до минимальных значений) по направлению "от пожарного ствола к пожарному насосу", вода из отключенных от линий пожарных рукавов сливается незамедлительно;

7) в случае замерзания пожарных рукавов и соединительных головок организовать их отогрев и складывание "гармошкой" или "восьмеркой". В случае сплошного промерзания пожарных рукавов их сборку проводить без сгибов и переломов, при этом транспортировку организовать на грузовых автомобилях с прицепами, укладывая пожарные рукава на всю длину;

8) тщательно промывать пожарные рукава водой после каждого случая работы с применением пенообразователя.

56. После применения пожарных рукавов при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, на пожарно-тактических учениях и занятиях по решению пожарно-тактических задач, при выполнении упражнений по профессиональной подготовке, на практических занятиях начальником дежурного караула (лицом, исполняющим его обязанности) в соответствующем разделе книги службы и в журнале учета движения пожарных рукавов отражается информация об использованных в течение дежурных суток пожарных рукавах.

57. С целью снижения износа пожарных рукавов, находящихся в боевом расчете, по решению руководителя подразделения ФПС ГПС для проведения практических занятий с личным составом дежурных караулов без подачи огнетушащих веществ допускается использование ограниченного количества пожарных рукавов, не прошедших испытания, до передачи их на списание. На такие пожарные рукава в обязательном порядке в дополнение к маркировке, указанной в пункте 39 Инструкции, наносится маркировка в виде литеры "У" в соответствии с приложением N 4 к Инструкции.