Дифференциацию территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов с целью установления НГП рекомендуется выполнять для учета неравномерности в планировочной структуре, застройке, климатических, ландшафтных условиях, уровне социально-экономического развития, транспортной доступности. В НГП может быть установлена зависимость показателей минимальной обеспеченности объектами и максимальной их доступности от типа территории, характера ее освоения, системы расселения, исторической ценности, и т.д.
Рекомендуется выделять следующие виды дифференциации территории:
а) районирование в целях установления в НГП;
б) выделение определенных типов населенных пунктов (в РНГП, МНГП муниципальных районов), типов застройки;
в) дифференциация по характеру планируемого освоения территории.
Районирование в целях установления НГП предполагает выделение нескольких типов "районов" или зон по какому-либо признаку. Как правило, таким признаком может выступать характер или интенсивность планируемого освоения территории. Районирование покрывает всю территорию субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Для РНГП границы районирования рекомендуется устанавливать, руководствуясь, как правило, муниципальным делением, не разделяя отдельные муниципальные образования таким образом, чтобы их части относились к различным районам нормирования. Для значительных по площади муниципальных районов, а также для межселенных территорий границы районирования могут устанавливаться без учета границ муниципальных образований. При районировании в составе РНГП рекомендуется выделение Арктической зоны, а также территорий КАгломераций, перспективных минерально-сырьевых, агропромышленных центров, иных перспективных центров экономического роста субъектов Российской Федерации, определенных в соответствии с положениями СПР.
Для муниципальных образований (значительных по площади городских, сельских поселений, городских округов, включающих территории городов и окружающие не городские территории (не отнесенные к населенным пунктам), при районировании можно выделять территории по характеру освоения и экономической специализации с учетом планируемой интенсивности градостроительного освоения: городские, пригородные, рекреационные, сельскохозяйственные и т.д.
Районирование территории субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов, включающих значительные по площади сельские территории и населенные пункты сельского типа, рекомендуется выполнять с учетом:
а) положений СПР, определивших крупнейшие и крупные городские агломерации, иные перспективные центры экономического роста;
б) плотности населения, типологии и морфологии системы расселения;
в) условий транспортной доступности - трассировки автомобильных и железных дорог, судоходных рек, прибрежных территорий;
г) ландшафтных, природно-экологических, климатических особенностей;
д) геологических, в том числе сейсмических, особенностей;
е) историко-культурных особенностей.
При районировании могут выделяться особые территории:
а) зон с особыми условиями хозяйствования или использования - территории, входящие в особые экономические и иные зоны особого правового регулирования.
б) геостратегические территории Российской Федерации, в том числе пограничные территории, Арктическая зона и т.д.
Для городов в составе городских округов, поселений при районировании рекомендуется учитывать:
а) отнесение городов к крупным и крупнейшим городским агломерациям, иным перспективным центрам экономического роста согласно положениям СПР;
б) морфологический тип застройки;
в) административное районирование - для крупных и крупнейших городов;
г) существующее и планируемое функциональное использование территории;
д) наличие зон с особыми условиями использования территории
е) ландшафтные, микроклиматические особенности, рельеф территории.
При районировании в дополнение к основному виду районирования могут выделяться зоны особого нормирования:
а) зоны исторических центров городов, зоны концентрации памятников истории и культуры;
б) зоны особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), охранные зоны и прилегающие к ООПТ, зоны охраны лечебно-оздоровительных местностей и муниципальных образований, в которых расположены курорты регионального и местного значения, а также туристские территории (далее - Курорты);
в) специальные территории нормирования.
Кроме районирования для целей НГП на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований (в РНГП, МНГП муниципальных районов и городских округов) может устанавливаться дифференциация по типам населенных пунктов (городов, поселков городского типа, курортных поселков, сельских населенных пунктов). Дифференциация может применяться ко всем населенным пунктам или к перечням населенных пунктов определенного типа.
На уровне города (в МНГП городских округов и поселений) в дополнение к районированию может дополнительно дифференцироваться несколько типов застройки: малоэтажная низкоплотная, средне-этажная, высокоэтажная плотная.
Сведения о дифференциации (районировании) территории для целей нормирования рекомендуется представлять в виде схемы районирования, которая размещается в приложении к основной части НГП в составе материалов по обоснованию. Пример оформления таких схем районирования приведен в приложении N 10 к Рекомендациям.
В исключительных случаях районирование может быть представлено в виде перечней муниципальных образований, относящихся к тому или иному планировочному району. Выполнение районирования для целей нормирования в составе МНГП городских округов и поселений без графических материалов не рекомендуется.
В случае отсутствия предложений по территориальной дифференциации, рекомендуется указывать, что установлены единые нормативные показатели для всей территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования и обосновать отказ от территориальной дифференциации территории.
Дифференциацию по характеру планируемого освоения территории рекомендуется применять при подготовке документации по планировке территории и предполагает возможность определения дифференцированных коэффициентов к основным, установленным НГП показателям минимальной обеспеченности объектами и их максимальной доступности.
Данные коэффициенты рекомендуется устанавливать для следующих видов освоения территории:
а) нового строительства на участках, свободных от прав третьих лиц;
б) комплексного освоения застроенной территории в рамках КРТ;
в) локальной реконструкции (реновации) территории.
Возможно выделение и других видов освоения территории в зависимости от локальных условий. Определение коэффициентов, относящихся к характеру планируемого освоения территории, рекомендуется основывать на изучении сложившейся ситуации с обеспеченностью и доступностью тех или иных видов объектов в различных районах нормируемой территории и задач наращивания обеспеченности, улучшения доступности инфраструктуры или наоборот - необходимости обеспечения существующей избыточной инфраструктуры спросом для эффективного ее использования.
Примеры схем районирования территорий субъекта Российской Федерации и муниципального образования для целей нормирования, размещаемых в приложении к основной части НГП, приведены в приложении N 10 к Рекомендациям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875