СУБП.3.2. Координация и планирование мероприятий при возникновении авиационного происшествия (инцидента)

3.2.1. В каждой организации ГА должна быть разработана специальная инструкция, определяющая порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии (ПРАПИ-98 п. 2.3.1.).

В Инструкции указывается, какие действия должны предпринять все ответственные сотрудники ВО ВРЕМЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ. Цель Инструкции заключается в обеспечении упорядоченного и эффективного перехода от штатных к аварийным операциям, включая делегирование чрезвычайных полномочий и обязанностей. В Инструкции также указываются полномочия ведущих сотрудников на принятие соответствующих мер, а также способы координации действий по разрешению аварийной ситуации. Главная цель состоит в продолжении безопасной производственной деятельности или в возобновлении как можно скорее нормальной производственной деятельности.

Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п.п. 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 3.3.2.

Проверяемая документация:

- инструкция, определяющая порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии (далее - Инструкция), в т.ч. включающая актуальную контактную информацию для передачи первичных сообщений об авиационных происшествиях и инцидентах. Инструкция должна соответствовать организационной структуре эксплуатанта. Инструкция должна быть согласована с Росавиацией или с территориальным органом Росавиации.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 400 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 401 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 402 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 403 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 404 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 405 Не применимо

Рисунок 406 Не проверялось

Выявленные несоответствия и рекомендации

3.2.2. С момента авиационного происшествия (инцидента) до прибытия руководителя организации гражданской авиации или территориального органа Росавиации ответственность за проведение первоначальных действий на месте авиационного происшествия (инцидента) возлагается на командира воздушного судна (ПРАПИ-98 п.п. 2.3.1., 3.3.1.).

Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п.п. 2.3.1, 2.3.2, 3.3.1.

Проверяемая документация:

- документы, определяющие действия, которые должен предпринять командир воздушного судна в случае авиационного происшествия или инцидента. Предписанные документом действия командира воздушного судна должны соответствовать организационной структуре эксплуатанта;

- инструктивный материал, определяющий, в зависимости от эксплуатируемых типов воздушных судов, действия экипажа ВС и персонала эксплуатанта для обеспечения сохранности записей бортовых самописцев, в том числе выключение экипажем ВС бортовых самописцев по завершении полета в случае авиационного происшествия или инцидента и не включение их вновь до тех пор, пока они не будут переданы в порядке, предусмотренном ПРАПИ-98;

- документы, определяющие форму сообщения об авиационном происшествии, инциденте и опасном сближении и перечень первичной информации о происшедшем событии.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 407 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 408 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 409 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 410 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 411 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 412 Не применимо

Рисунок 413 Не проверялось

Выявленные несоответствия и рекомендации

3.2.3. Лица, виновные в умышленном сокрытии авиационного происшествия или инцидента, сведений о них, а равно в искажении информации, в повреждении или уничтожении бортовых и наземных средств объективного контроля и других, связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ПРАПИ-98 п. 1.1.4).

Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п. 1.1.4.

Проверяемая документация:

- документы, определяющие процедуры получения, учета, хранения и передачи уполномоченным органам гражданской авиации первичных сообщений об авиационных происшествиях и инцидентах, подлежащих расследованию в соответствии с требованиями ПРАПИ-98;

- приказ о назначении лица, ответственного за принятие решения за первичную классификацию авиационного события и контроль отправки соответствующего уведомления уполномоченным органам гражданской авиации;

- должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта за получение, учет, хранение и передачу уполномоченным органам гражданской авиации первичных сообщений об авиационных происшествиях и инцидентах, подлежащих расследованию в соответствии с требованиями ПРАПИ-98.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 414 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 415 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 416 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 417 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 418 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 419 Не применимо

Рисунок 420 Не проверялось

Выявленные несоответствия и рекомендации

3.2.4. Первичное сообщение об авиационном происшествии (инциденте) на территории иностранного государства передается представителем эксплуатанта в государстве места события в уполномоченный орган Российской Федерации.

В случае отсутствия представительства организации ГА Российской Федерации в государстве, на территории которого произошло авиационное происшествие (инцидент), ПЕРВИЧНОЕ СООБЩЕНИЕ может быть передано по оперативным дипломатическим каналам или по каналам органов ОрВД членами экипажа или официальным представительством Российской Федерации, аккредитованным в государстве места события (ПРАПИ-98 п. 2.2.3).

Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п.п. 2.2.3, 3.2.2.

Проверяемая документация:

- документы, определяющие порядок действий персонала эксплуатанта и прохождения информации об авиационном событии в случае авиационного происшествия (инцидента) на территории иностранного государства.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 421 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 422 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 423 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 424 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 425 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 426 Не применимо

Рисунок 427 Не проверялось

Выявленные несоответствия и рекомендации

3.2.5. Эксплуатант обязан принять участие в расследовании авиационного происшествия (инцидента) и осуществлять координацию действий с местными органами исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению работы комиссии по расследованию авиационного происшествия (инцидента) (ПРАПИ-98 п.п. 2.1.8, 3.1.8).

Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п.п. 2.1.3., 2.1.8, 3.1.8.

Проверяемая документация:

- документы, определяющие квалификационные требования к персоналу, участвующему в работе комиссии по расследованию авиационного происшествия (инцидента);

- документы, определяющие обязанности и порядок назначения лиц из числа персонала эксплуатанта, ответственных за создание условий для проведения расследований в установленные сроки, координацию действие и взаимодействие с комиссией по расследованию и местными органами самоуправления.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 428 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 429 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 430 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 431 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 432 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 433 Не применимо

Рисунок 434 Не проверялось

Выявленные несоответствия и рекомендации

3.2.6. После завершения расследования авиационного инцидента в организации эксплуатанта воздушного судна, с которым произошел авиационный инцидент, проводится разбор обстоятельств, причин и факторов авиационного инцидента (ПРАПИ-98 раздел 3.7).

Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 раздел 3.7.

Проверяемая документация:

- документы, определяющие порядок:

- организации и проведения разборов (изучения результатов расследований) по результатам расследований инцидентов;

- доступа персонала эксплуатанта к самостоятельному изучению результатов расследования;

- учета проведения разборов по результатам расследований.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 435 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 436 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 437 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 438 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 439 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 440 Не применимо

Рисунок 441 Не проверялось

Выявленные несоответствия и рекомендации

3.2.7. Мероприятия по результатам расследования авиационных происшествий (инцидентов) разрабатываются на основе рекомендаций комиссий по расследованию.

Основанием для разработки мероприятий является утвержденный отчет с приложениями (ПРАПИ-98 п.п. 2.10.4., 3.8.2).

Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п.п. 2.10.4, 2.4.16, 3.4.11, 3.8.2.

Проверяемая документация:

- документы, определяющие порядок рассмотрения и реализации предложенных по результатам расследований авиационных происшествий и инцидентов рекомендаций;

- документы, отражающие результаты рассмотрения и реализации рекомендаций, предложенных по результатам расследований авиационных происшествий и инцидентов;

- документы, определяющие порядок выявления и расследования отклонений от правил и процедур, которые могли бы стать причинами авиационного происшествия или серьезного инцидента;

- документы, определяющие порядок учета разработанных мероприятий и контроля их реализации.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 442 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 443 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 444 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 445 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 446 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 447 Не применимо

Рисунок 448 Не проверялось

Выявленные несоответствия и рекомендации

3.2.8. Эксплуатант разрабатывает и внедряет порядок учета авиационных событий (ПРАПИ-98 п.п. 2.10.2, 3.9.2).

Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п.п. 2.10.2, 3.9.2.

Проверяемая документация:

- документы, определяющие порядок учета информации об авиационных событиях;

- должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта, осуществляющего учет информации об авиационных событиях.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 449 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 450 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 451 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 452 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 453 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 454 Не применимо

Рисунок 455 Не проверялось

Выявленные несоответствия и рекомендации

3.2.9. Эвакуация потерпевшего бедствие воздушного судна с места бедствия осуществляется силами эксплуатанта или иными силами за счет средств эксплуатанта (ВК РФ статья 89 п. 2).

Нормативные ссылки: ВК РФ статья 89 п. 2.

Проверяемая документация:

- документы, определяющие порядок эвакуации потерпевшего бедствие воздушного судна с места бедствия силами эксплуатанта или иными силами за счет средств эксплуатанта;

- инструкции, разработанные и утвержденные эксплуатантом для конкретного типа ВС с учетом требований эксплуатационно-технической документации данного типа ВС;

- должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта, осуществляющего или организующего за счет средств эксплуатанта эвакуацию потерпевшего бедствие воздушного судна с места бедствия.

Комментарии эксплуатанта

Рисунок 456 Подтверждено документами и выполняется (Соответствует)

Рисунок 457 Подтверждено документами и выполняется, требуется корректировка (Соответствует)

Рисунок 458 Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 459 Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует)

Рисунок 460 Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует)

Рисунок 461 Не применимо

Рисунок 462 Не проверялось

Выявленные несоответствия и рекомендации