|
Профессиональная направленность, мотивация, характерологические особенности
|
|
1
|
Опросник "Тенденции в принятии решений" (русскоязычная версия опросника The Decision Making Tendencies Inventory, авторы оригинальной версии Р. Мисурака с соавт.)
|
Измерение разных тенденций в принятии решений в разных жизненных областях. Содержание опросника основывается на трех тенденциях в принятии решений: максимизации, минимизации и сатисфизации, каждая из которых применялась в трех областях - при принятии профессиональных/учебных решений, в потребительском поведении (выбор товаров/услуг) и в обобщенном контексте.
|
Подростки и взрослые (15 - 35 лет)
|
Конфирматорный факторный анализ подтвердил теоретическую трехфакторную структуру опросника. Описаны связи шкал максимизации, минимизации и сатисфизации (стремления к удовлетворенности) с личностными шкалами принятия решений, возрастом и уровнем образования/сложностью обучения.
|
Разваляева А.Ю. Апробация опросника "Тенденции в принятии решений" на русскоязычной выборке//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 146 - 163. doi:10.17759/cpp.2018260308
|
2018
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
|
2
|
Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин "Шкалы академической мотивации школьников (ШАМШ)"
|
Методика включает 8 шкал: 3 шкалы внутренней мотивации (познания, достижения и саморазвития), 4 шкалы внешней мотивации (мотивация самоуважения, интроецированная мотивация, мотивация уважения родителей, экстернальная мотивация) и шкалу амотивации
|
Школьники и учащиеся колледжей
|
С помощью конфирматорного факторного анализа подтверждается структура опросника из 8 шкал, характеризующих три типа внутренней учебной мотивации, четыре характерных типа внешней учебной мотивации и амотивацию.
Все шкалы опросника обладают приемлемой надежностью и демонстрируют ожидаемые связи с показателями успешности учебной деятельности, настойчивости в учебе и психологического благополучия. С учетом выявленных гендерных различий мотивации представлены нормативные данные для юношей и девушек.
|
1. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников//Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. N 2. С. 65 - 74. doi:10.17759/pse.2017220206
2. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия//Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. N 4. С. 5 - 21. doi:10.17759/pse.2019240401
|
2017, 2019
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
|
3
|
Андреева А.Д., Прихожан А.М. "Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы"
|
Методика позволяет оценить следующие показатели, связанные с мотивационно-эмоциональным отношением к школе: "Познавательная активность", "Мотивация достижения", "Мотивация избегания неудач", "Тревога", "Гнев" и общий уровень отношения к учению.
|
Подростки
|
Нет достаточных сведений о валидности и надежности методики. Коэффициенты надежности Альфа Кронбаха шкал методики для шкалы "Мотивация достижения" и для шкалы "Гнев".
|
1. Андреева А.Д., Прихожан А.М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы//Психологическая диагностика. 2009.
N 4. С. 6470.
2. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия//Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. N 4. С. 5 - 21. doi:10.17759/pse.2019240401
|
2009, 2019
|
Экспериментальная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
|
4
|
Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Опросник "Субъектная позиция"
|
Методика исследования субъектной позиции обучающихся. Под субъектной позицией учащегося понимается активное осознанное отношение учащегося к учебной деятельности.
|
Младшие школьники, подростки, старшие школьники
|
Факторным анализом выявлено три шкалы, характеризующие различные типы отношения к учебной деятельности: субъектная позиция, объектная позиция, негативная позиция. Дополнительный анализ позволил выявить еще один тип - пассивную позицию обучающихся. Обнаружено, что выраженность субъектной позиции снижается от младшего школьного возраста к старшему, а выраженность негативной позиции возрастает.
|
Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции обучающихся разных возрастов//Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. N 1. С. 99 - 110.
|
2014
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления); подростки с девиантным поведением
|
|
5
|
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
|
Уровень развития вербального и невербального интеллекта
|
13 - 60 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство. СПб., ГП "Иматон", 2002
|
2002
|
Условно рекомендуемая
|
Все
|
|
6
|
Активизирующий опросник "Перекресток" Н.С. Пряжников
|
Формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив
|
9 - 11 кл.
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Пряжников Н.С. Активизирующий опросник "Перекресток"//Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 - 11 классы). - Москва: Вако, 2005.
|
2005
|
Условно рекомендуемая
|
Все
|
|
7
|
Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (Голланда)
|
Исследование профессиональных интересов и предпочтений человека
|
9 - 11 кл.
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М., 2005
|
2005
|
Условно рекомендуемая
|
Все
|