Анализ и обобщение опыта регионов по реализации межведомственного взаимодействия в практике применения профессиональных стандартов
Анализ и обобщение опыта регионов по реализации
межведомственного взаимодействия в практике применения
профессиональных стандартов
Необходимость определения вопросов и уточнения порядка межведомственного взаимодействия при работе с категориями детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, более всего проявляется в следующих видах профессиональной деятельности:
- деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления (профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
- оказание социальной помощи семьям, социальное сопровождение семей с детьми, направленные на повышение ресурсного потенциала членов семей, содействие решению социальных, жизненных и семейных проблем, улучшению детско-родительских отношений, создание условий для реабилитации, социализации, развития и социальной адаптации членов семей (детей, подростков и взрослых) (профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей");
- деятельность по планированию, организации, контролю и предоставлению социальных услуг гражданам, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (профессиональный стандарт "Специалист по социальной работе");
- оказание социально-психологических услуг и психологической помощи населению, направленное на содействие отдельным лицам, а также социальным группам в улучшении их психического состояния, в восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности, в профилактике и психологической коррекции негативных социальных проявлений в их поведении (профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере");
- проведение медико-социальной экспертизы, направленной на определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты (включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности), вызванных стойким расстройством функций организма (профессиональный стандарт "Специалист по медико-социальной экспертизе");
- социальная реабилитация и абилитация детей и взрослых, направленная на формирование, развитие и восстановление внутренних и внешних ресурсов человека с целью его социальной адаптации, расширения возможностей его жизнедеятельности и установления продуктивного взаимодействия с социальной средой (профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере").
Анализ реализуемых в настоящее время региональных образцов межведомственного взаимодействия, обеспечивающих решение проблем детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, позволил выявить основные модели, основанные на межведомственном взаимодействии, различающиеся составом субъектов взаимодействия, направлениями работы и условиями межведомственного взаимодействия.
1. Модели консультативного и коррекционного типа работы с семьей (помощь семьям и детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, испытывающим трудности в социализации и обучении, семьям, находящимся в социально опасном положении, неблагополучным семьям).
Основные субъекты межведомственного взаимодействия:
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: региональные и территориальные (муниципальные).
- Уполномоченные органы в сфере опеки и попечительства и патронажа.
- Медицинские организации: женские консультации, центры охраны здоровья семьи и репродукции, родильные дома, иные медицинские организации, имеющие в своей структуре родильные отделения, поликлиники (в том числе детские), детские больницы, медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения травматологии, наркологические диспансеры, наркологические больницы, психоневрологические диспансеры.
- Образовательные организации: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
- Учреждения социального обслуживания: центры социальной помощи семье и детям, отделения социальной помощи семье и детям территориальных центров социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома ребенка.
- Территориальные органы МВД России: подразделения по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные полиции, криминальная полиция, патрульно-постовая служба.
- Территориальные подразделения Управления Федеральной миграционной службы.
- Территориальные органы исполнительной власти, районные учреждения и организации, негосударственные организации, общественность: управы районов, единые информационно-расчетные центры, общественные пункты охраны порядка, негосударственные организации, старшие по подъездам.
- Отделы записи актов гражданского состояния.
- Целевые группы, на которые направлено межведомственное взаимодействие: семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении; замещающие семьи.
Направления работы на межведомственной основе:
- Сбор и систематизация информации из установленных регламентом источников.
- Выявление детей и семей, относящихся к одной или нескольким целевым группам.
- Проведение оценочных процедур для составления программ адресной помощи и поддержки.
- Проведение комплексной работы по социальной реабилитации семей целевых групп.
- Оказание адресной социальной помощи семьям целевых групп.
- Социальное сопровождение и поддержка семей целевых групп.
- Индивидуальная профилактическая работа с семьями целевых групп. Условия эффективного межведомственного взаимодействия:
- координация деятельности субъектов межведомственной кооперации, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, обеспечение необходимыми ресурсами, формирование базы лучших практик работы с семьями, обеспечение методической поддержки специалистов;
- развитие профессиональных компетенций сотрудников по оказанию социальной помощи семьям, социальному сопровождению семей с детьми; создание системы профессионального роста специалистов, в том числе на рабочем месте;
- определение в регламенте взаимодействия понятий "раннее выявление и учет семейного неблагополучия", "трудная жизненная ситуация", "угроза жизни и здоровью", "ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей" и критериев их оценки;
- раннее выявление семей целевой группы.
2. Модели диагностической, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая реализуется в специализированных психолого-медико-социальных, медицинских, реабилитационных и иных центрах и комиссиях, результатом работы которых становятся программы ранней помощи.
Основные субъекты межведомственного взаимодействия:
- координационный совет субъекта Российской Федерации по делам инвалидов;
- экспертный совет по ранней помощи;
- ресурсные центры: учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних); медицинские организации (центры детской психоневрологии); образовательные организации (центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи); социально-ориентированные некоммерческие организации;
- кабинеты, службы ранней помощи: учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социального обслуживания населения); медицинские организации (центры детской психоневрологии, городские клинические больницы); образовательные организации (дошкольные образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, организации дополнительного образования); социально-ориентированные некоммерческие организации;
- партнеры: научные организации, общественные профессиональные организации, благотворительные фонды.
Направления работы на межведомственной основе:
- формирование и организация деятельности межведомственных комиссий по развитию системы ранней помощи и дальнейшему сопровождению ребенка и семьи;
- выявление детей целевой группы;
- информирование родителей или других законных представителей о программе ранней помощи и возможности направления их ребенка в службу ранней помощи;
- участие в команде для проведения междисциплинарной оценки с целью определения особенностей ребенка для построения программы помощи и постановки целей вмешательства.
Условия эффективного межведомственного взаимодействия:
- координация деятельности субъектов межведомственной кооперации, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, обеспечение необходимыми ресурсами;
- развитие профессиональных компетенций сотрудников (психолог, логопед, социальный педагог и педагог по физическому развитию) в области ранней помощи; создание системы профессионального роста специалистов, в том числе на рабочем месте;
- раннее начало комплексной медико-психолого-педагогической помощи, включающей комплекс реабилитационных услуг, мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению, индивидуальное консультирование семьи и ребенка;
- активное участие семьи в непрерывном реабилитационном процессе;
- включение в целевую группу не только детей с явными или установленными признаками нарушения развития, но также детей с риском их возникновения, в том числе биологического и социального.
3. Модели социальной реабилитации (абилитации) и образования, ориентированные на инвалидов и детей-инвалидов, результатом работы которых становится разработка индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, детей-инвалидов.
Основные субъекты межведомственного взаимодействия:
- Органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и медицинские организации.
- Органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации.
- Органы исполнительной власти в сфере социальной защиты населения и организации социального обслуживания.
- Органы исполнительной власти в сфере спорта, культуры и молодежной политики.
- Службы в сфере труда и занятости населения.
- Организации инвалидов и родителей детей с инвалидностью.
- Социально-ориентированные некоммерческие организации.
Направления работы на межведомственной основе:
- Формирование и организация деятельности межведомственных комиссий по развитию системы ранней помощи и дальнейшему сопровождению ребенка и семьи.
- Выявление потребности инвалидов (семей инвалидов) в социальной реабилитации и абилитации и социальном обслуживании.
- Обеспечение социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учетом особенностей нарушения их здоровья, а также сопровождения инвалидов, в том числе детей-инвалидов и (или) их семей.
- Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, ранняя помощь, преемственность в работе с инвалидами, в том числе с детьми-инвалидами, и сопровождение.
- Создание условий для обеспечения доступности и качества профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.
- Организация обучения и воспитания детей-инвалидов в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами образования по адаптированной общеобразовательной программе, специальной индивидуальной программе развития.
Условия эффективного межведомственного взаимодействия:
- координация деятельности по межведомственной кооперации субъектов взаимодействия, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, обеспечение необходимыми ресурсами, формирование базы лучших практик проведения мероприятий по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов; обеспечение методической поддержки специалистов;
- развитие профессиональных компетенций сотрудников, обеспечивающих социальную реабилитацию и абилитацию; создание системы профессионального роста специалистов, в том числе на рабочем месте;
- разработка региональных нормативных правовых документов в сфере регулирования межведомственного взаимодействия органов и учреждений разных ведомств в области реабилитации (абилитации) инвалидов, детей-инвалидов;
- обеспечение финансовой, территориальной, физической и информационной доступности всего спектра необходимых инвалиду реабилитационных и социальных услуг;
- организация управления качеством, результативностью и эффективностью услуг по социальной реабилитации (абилитации) инвалидов в учреждениях разного уровня, в том числе разработка критериев оценки данных показателей;
- развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций (на всех уровнях образования), обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями.
4. Коррекционно-профилактические модели, ориентированные на разработку программ профилактики и коррекции девиаций и аддикций поведения, программ коррекции и предупреждения асоциального поведения (индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних).
Основные субъекты межведомственного взаимодействия:
- межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- уполномоченные органы в сфере опеки и попечительства и патронажа;
- органы в сфере охраны здоровья и медицинские организации;
- службы системы профилактики правонарушений;
- органы государственной власти в сфере профилактики наркотической зависимости подростков, находящихся в социально опасном положении;
- образовательные организации;
- учреждения социального обслуживания;
- территориальные органы МВД России;
Направления работы на межведомственной основе:
- Развитие дружественного к ребенку правосудия, включающего профилактику правонарушений несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их сопровождение на досудебной, судебной и постсудебной стадиях.
- Реализация комплексной модели социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
- Построение системы постреабилитационного сопровождения несовершеннолетних.
Условия эффективного межведомственного взаимодействия:
- координация деятельности по межведомственной кооперации субъектов взаимодействия, в том числе своевременное информирование субъектов взаимодействия, определение задач и распределение функций каждого из субъектов для реализации единой цели в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение необходимыми ресурсами, формирование базы лучших практик в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение методической поддержки специалистов;
- развитие профессиональных компетенций сотрудников для осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профессиональное (супервизорское) сопровождение и информационно-методическое обеспечение специалистов, занятых в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на территории региона;
- разработка нормативных правовых документов в области оказания психологической и психолого-социальной помощи несовершеннолетним;
- формирование единого подхода к формированию модели комплексной реабилитации наркозависимых и к оценке эффективности их комплексной реабилитации;
- создание комплексного образовательно-реабилитационного сопровождения подростков в конфликте с законом.
В ходе проведенного анализа было выявлено, что профессиональные стандарты работников образования и социальной сферы, имеющие межведомственный характер, в том числе проекты актуализированных профессиональных стандартов, включают требования к квалификации и компетенциям, которые необходимы специалистам, участвующим в реализации моделей межведомственного взаимодействия с учетом региональных практик работы с категориями детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости. Это свидетельствует о том, что профессиональные стандарты становятся реальным инструментом развития профессионализма специалистов, участвующих в оказании комплексной помощи и психологического сопровождения.
С учетом вызовов и рисков новой социальной ситуации следует обращать внимание на необходимость обеспечения современного уровня подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов для работы с детьми, нуждающимися в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости. Важно владеть современными технологиями взаимодействия в рамках междисциплинарных команд, уметь работать с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в различных образовательных условиях (специальных, инклюзивных, дистанционных и др.), уметь применять лучшие практики в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875