I. Общие положения

Настоящая Концепция разработана в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 86 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и в рамках реализации Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. N 68 "Об Основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности".

Настоящая Концепция определяет цели, задачи, основные направления и этапы развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) при перемещении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через таможенную границу Союза.

Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:

"капитан морского порта" - должностное лицо, осуществляющее в морском порту государства-члена функции, установленные законодательством государства-члена, на территории которого находится морской порт, в том числе функции контроля за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в морской порт и выхода из морского порта, а также оформления прихода судов в морской порт и выхода из морского порта;

"морской агент" - лицо, которое по договору морского агентирования обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном морском порту государства-члена или на определенной территории государства-члена;

"морской пункт пропуска" - территория (акватория) в пределах морского порта государства-члена, открытого для международных сообщений, где осуществляется пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу государства-члена;

"морской терминал" - совокупность объектов инфраструктуры морского порта государства-члена, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;

"оператор морского терминала" - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров;

"уполномоченные организации" - организации государств-членов, наделенные в соответствии с законодательством государств-членов полномочиями по осуществлению государственного портового контроля и (или) информационного взаимодействия в морских пунктах пропуска и морских портах государств-членов;

"услуги в морском порту" - услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту государства-члена и на подходах к нему в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого находится морской порт.

Иные понятия, используемые в Концепции, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, международными договорами и актами, составляющими право Союза.

Процесс развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска сопряжен с процессом формирования цифровой экономики и процессом реализации основных направлений цифровой повестки Союза, а также с процессом формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров Союза и учитывает необходимость создания условий для развития цифровых технологий и поддержки инноваций в сфере транспорта (в том числе направленных на повышение качества транспортных услуг).

Морской транспорт является важной составной частью мировой транспортной системы и имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Развитие цифровых технологий в мире преобразует сферу морских перевозок и предоставляет новые возможности для достижения устойчивого развития торгового мореплавания и портовой деятельности.

В ежегодном докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) "Обзор морского транспорта - 2019" отмечается, что цифровые платформы, новейшие технологии и инновации, в том числе технологии блокчейна, все чаще используются производителями и поставщиками товаров, заинтересованными в обеспечении эффективной и безопасной торговли и увеличении цепочек поставок, и целью морской отрасли является удовлетворение таких потребностей путем использования электронных документов и цифровых технологий.

В направлении морских портов осуществляется большая доля перевозок грузов железнодорожным транспортом, в том числе нефти, нефтепродуктов, руды, угля и зерна.

Информационное взаимодействие в морских пунктах пропуска, установленных в пределах морских портов, является важным элементом национального механизма "единого окна" государства-члена, на территории которого находятся морские порты.

Применение в морских пунктах пропуска цифровых технологий способствует дальнейшему развитию мультимодальных перевозок, создает новые возможности для транспортных систем государств-членов по интеграции в мировую транспортную систему, а также реализации и развитию транзитного потенциала в рамках Союза.

Развитие электронного документооборота в морских пунктах пропуска позволит повысить качество транспортных услуг за счет перехода на электронный документооборот между участниками внешнеэкономической деятельности государств-членов и государственными органами, развития информационной среды мультимодального технологического взаимодействия различных видов транспорта, грузовладельцев, других участников транспортного процесса, а также позволит отказаться от использования документов на бумажном носителе, осуществить переход к обмену данными, ускорить и упростить процессы перевозки грузов, пассажиров и их багажа.

Настоящая Концепция учитывает мировой опыт по переходу на электронный документооборот в сфере морского транспорта, основанный на нормах, правилах и принципах Всемирной торговой организации, рекомендациях Организации Объединенных Наций и Всемирной таможенной организации.

Развитие электронного документооборота в морских пунктах пропуска осуществляется в соответствии с правом Союза и законодательством государств-членов (в том числе в соответствии с национальными программами (стратегиями)) с учетом национальных приоритетов, предусматривающих развитие морского транспорта.

Настоящая Концепция не распространяется на порядок соблюдения режима государственной границы государства-члена, установленный законодательством государства-члена.