Иные аспекты

Поскольку правоприменительные, включая судебные, решения реализуют нормативные предписания, именно от усилий нормотворца зависит конституционно значимое качество правоприменения. Опыт конституционного нормоконтроля, в том числе по обращениям предпринимателей, свидетельствует, что не отвечающий критериям конституционности буквальный смысл нормы обычно не исправляется правоприменительным истолкованием, но, напротив, усугубляется. Избежать несоразмерного ограничения прав и свобод в конкретной правоприменительной ситуации позволяет лишь формально определенное и не допускающее расширительного толкования установленных ограничений (а следовательно, их произвольного применения) регулирование. При этом негативный эффект, порождаемый нечеткостью формулировок закона, усиливается произвольным правоприменительным толкованием.

Так, например, правоприменительное толкование установленного Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ правового режима использования земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием во взаимосвязи с обозначенными положениями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" не исключает такой интерпретации гарантированного собственнику (правообладателю) права самостоятельного выбора в дополнение к основному виду разрешенного использования земельного участка вспомогательного вида его разрешенного использования, при которой в интересах обеспечения достоверности сведений об осуществляемых собственником (правообладателем) разрешенных видах использования земельного участка сделанный им выбор должен в уведомительном порядке отражаться в Едином государственном реестре недвижимости. Однако допущенная законодателем неопределенность регулирования обусловила различное понимание судами общей юрисдикции и арбитражными судами порядка и условий реализации собственником (правообладателем) земельного участка предоставленного ему права самостоятельного выбора - в дополнение к основному виду разрешенного использования земельного участка - вспомогательного вида его разрешенного использования. При этом противоречия в оценке того, является ли осуществление вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка его собственником (правообладателем) без документального оформления в Едином государственном реестре недвижимости нарушением правового режима целевого использования земельного участка, влекущим наступление административной ответственности, присутствуют в том числе и в практике Верховного Суда РФ (Постановление от 16 октября 2020 года N 42-П).

Неоднозначность используемого законодателем понятия "работы (услуги) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период их стоянки в портах" привела к его произвольному толкованию правоприменительными органами: решение Верховного Суда РФ ориентировало правоприменительную практику фискальных государственных органов и арбитражных судов на придание рассмотренному Конституционным Судом законоположению ограничивающего конституционные права заявителей смысла <1>.

--------------------------------

<1> Постановление от 28 ноября 2017 года N 34-П.

Даже тогда, когда непосредственной причиной нарушения конституционных прав участников предпринимательской деятельности является неконституционный смысл, который был придан закону правоприменительной практикой (официальным толкованием), неконституционность правоприменения предопределяется, в конечном счете, небезупречным качеством нормативного регулирования. В этой связи адресованное напрямую правоприменителю выявление конституционного смысла оспариваемых положений, как правило, сочетается в решениях Конституционного Суда с обращенными к законодателю рекомендациями по устранению имеющих место неопределенности и несогласованности.

Так, например, положения статьи 18 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", пункта 2 части 3 статьи 239 АПК РФ и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях" были признаны не противоречащими Конституции, поскольку они в их взаимосвязи в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда на том лишь основании, что сторона, в пользу которой оно принято, является одним из учредителей автономной некоммерческой организации, при которой создан данный третейский суд. Вместе с тем обстоятельство это, как было подчеркнуто Конституционным Судом, не препятствует внесению федеральным законодателем изменений в действующее правовое регулирование, направленных на совершенствование порядка и принципов создания (организации, формирования) третейских судов, с тем чтобы обеспечить защиту прав сторон гражданско-правового спора на справедливое третейское разбирательство <2>.

--------------------------------

<2> Постановление от 18 ноября 2014 года N 30-П.

Указав на то, что федеральный законодатель не лишен возможности дальнейшего совершенствования правового регулирования вопросов оборота этилового спирта, включая последствия прекращения действия лицензии для организаций - производителей этилового спирта, Конституционный Суд отметил, что федеральный законодатель вправе расширить круг законных способов распорядиться образовавшимися у них остатками данной продукции (особенно это значимо для случаев, когда деятельность данных лиц не была сопряжена с нарушениями установленных правил), а также вправе регламентировать процедуру уничтожения организацией-налогоплательщиком остатков этилового спирта, например, предусмотрев возможность участия представителя уполномоченного государственного органа в этой процедуре или конкретный способ ее фиксации (Постановление от 29 апреля 2020 года N 22-П).

Законом предусмотрена возможность снижения общего размера компенсации за нарушение исключительного права <3> при условии, что одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, принадлежащие одному правообладателю, ниже пределов, установленных Гражданским кодексом РФ, но не менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения. Правоприменительной практикой такое регулирование нередко воспринималось как закрепляющее единственное основание для снижения компенсации ниже установленного законом предела. При таком подходе, в частности, в случае нарушения одним действием исключительного права лишь на один товарный знак и исчисления правообладателем компенсации в двукратном размере стоимости права использования товарного знака затруднялось применение правовых позиций Конституционного Суда о соразмерности взыскиваемой компенсации характеру нарушения <1>. При этом узкое толкование данных правовых позиций, делающее невозможным в названных случаях снижение размера компенсации ниже установленной законом величины, оказалось обусловлено не в последнюю очередь тем, что, несмотря на высказанную Конституционным Судом рекомендацию внести в гражданское законодательство надлежащие изменения, законодатель не выработал нормативные критерии для снижения размера компенсации. Тем самым устранение неопределенности в понимании данного законоположения, влекущей нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, оказалось возможным лишь посредством конституционного судопроизводства (Постановление от 24 июля 2020 года N 40-П).

--------------------------------

<3> Ранее закон не допускал снижения компенсации в случае нарушения исключительных прав ниже минимальных пределов, что объяснялось тем, что компенсация выступала мерой, альтернативной возмещению убытков, размер которых, как правило, с трудом поддается исчислению. Тем самым, исходя из правил ее расчета, не исключалось присуждение чрезмерных сумм в случае одновременного нарушения прав на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации. Отмеченный недостаток был исправлен Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ.

<1> Постановление от 13 декабря 2016 года N 28-П.

Помимо того, в некоторых своих определениях, отказывая заявителям в рассмотрении их обращений, в том числе по причине конституционности оспариваемого регулирования в указанном в обращении аспекте, Конституционный Суд обращает внимание на то, что соответствующий вывод не препятствует возможной в дальнейшем коррекции организационно-технических инструментов контроля за реализацией продукции, а также смягчению налогового бремени (Определение от 13 марта 2018 года N 592-О).

В случаях, когда толкование нормы права официальными актами государственных, в том числе судебных, органов не устраняет - вследствие фактического оправдания правоприменительной практикой альтернативных вариантов ее интерпретации - неясность правового регулирования, при решении вопроса о том, какой из этих вариантов предпочтителен для определения, нужно руководствоваться конституционными принципами равенства и справедливости, а также требованиями формальной определенности правовых норм, с тем чтобы избежать отступления от универсальных начал законодательного регулирования и правоприменения. Вместе с тем тогда, когда исключающие друг друга варианты толкования одной и той же нормы (продиктованные, помимо прочего, различиями в ее понимании при сопоставлении с другими нормами) оказываются не лишенными разумного юридического обоснования, укладывающегося в конституционные рамки законодательной дискреции, а единая судебная практика применения такой нормы не сформирована, уяснить ее действительное содержание даже с помощью обращения к конституционным целям и принципам удается не всегда. В подобной ситуации надлежащим способом выявления подлинного смысла и значения установленного законодателем правового регулирования является - в силу принципа разделения властей - законодательное уточнение нормативных положений, неясность (неоднозначность) которых, неустранимая средствами юридического, в том числе конституционно-правового, толкования, создает непреодолимые препятствия для полноценного обеспечения равенства перед законом и судом в процессе их применения (постановления от 30 марта 2018 года N 14-П, от 23 июня 2020 года N 28-П, от 16 октября 2020 года N 42-П). <1>

--------------------------------

<1> См. также: постановления от 23 декабря 2013 года N 29-П, от 25 июня 2015 года N 17-П.

Отдельные изъяны нормативного регулирования, как отмечалось в предшествующей Информации Конституционного Суда (2016 год), могут воспроизводиться в разных законоположениях. <2> Иногда указание на системный характер дефекта непосредственно включено в мотивировочную часть соответствующего решения Конституционного Суда, в других случаях оно подразумевается самим содержанием решения. Должное выполнение решения Конституционного Суда, установившего системный характер недостатков, присутствующих в том числе, но не только, в рассмотренной норме, предполагает очищение от них всех законодательных и подзаконных актов.

--------------------------------

<2> http://ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/Informationks/Pages/default.aspx

В целом взаимодействие между государством и хозяйствующим субъектом не должно - в том числе и при отстаивании публичных интересов - выходить за конституционно обозначенные рубежи. Осуществляя регулирование предпринимательской деятельности, законодатель, несмотря на обладание достаточно широкими полномочиями, связан конституционно обусловленными пределами публично-правового вмешательства в сферу частных интересов.

Основополагающие начала правовой государственности исключают наделение каких бы то ни было публично-властных субъектов безусловной дискрецией. Свобода усмотрения, которой располагают нормотворческие органы, не снимает с них требования соблюдать разумную соразмерность между используемыми средствами и поставленной целью и избегать нормотворческих дефектов (несогласованности законоположений внутри одного и того же нормативного акта; противоречий между общими и специальными законами; коллизий между нормами, принадлежащими к различным отраслям права, но включенными в один регулятивный механизм), которые ведут к неоднозначному истолкованию и, следовательно, произвольному применению правовых норм.