Контрольные полномочия Банка России

Наряду с исключительным правом на осуществление денежной эмиссии, на Центральный банк Российской Федерации, как было разъяснено Конституционным Судом, возложена функция защиты и обеспечения устойчивости рубля. Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, а их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Регистрация, лицензирование кредитных организаций и отзыв у них лицензии на осуществление банковских операций, по существу, являются реализацией конституционной функции Банка России, который осуществляет банковское регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативно-правовых и индивидуально-правовых (ненормативных) актов на основе оперативной информации как о состоянии экономики в целом, так и в области денежно-кредитной политики <4>. При этом государство, устанавливая обязательные банковские нормативы, осуществляя банковский контроль и применение мер принуждения, ограничено конституционными положениями о поддержке добросовестной конкуренции, исключающими чрезмерную, не обусловленную целями защиты прав участников рынка, в том числе пользователей услуг финансовых институтов, концентрацию банковского капитала и финансовых услуг (Определение от 11 апреля 2019 года N 867-О).

--------------------------------

<4> Определение от 14 декабря 2000 года N 268-О.

Отмечая, что содержащееся в положениях федеральных законов "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" правовое регулирование направлено на обеспечение соблюдения кредитными организациями нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, предотвращение нарушения прав и законных интересов вкладчиков и кредиторов и тем самым - на достижение конституционно установленных целей, Конституционный Суд указывает, что решения Банка России о принятии к кредитной организации (банку) в случаях нарушения ею федеральных законов, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, принудительных мер воздействия, которые оформляются в виде предписаний, должны иметь соответствующее нормативно-правовое обоснование, законность и обоснованность принятия которых может быть предметом судебного разбирательства (определения от 11 апреля 2019 года N 866-О, от 24 октября 2019 года N 2846-О) <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Определение от 14 декабря 2000 года N 268-О.

Особый конституционно-правовой статус Центрального банка РФ проявляется, в частности, в наделении его нормотворческими полномочиями, позволяющими в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения определять порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства <2>. Действующее правовое регулирование, предусматривая, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, направлено в том числе на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, финансовой дисциплины (Определение от 30 января 2020 года N 107-О).

--------------------------------

<2> См.: определения от 15 января 2003 года N 45-О, от 26 октября 2017 года N 2494-О.

При этом, подчеркивает Конституционный Суд, как по своему буквальному смыслу, так и в системе действующего правового регулирования положения Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающие, что Банк России при осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России, и применяет к нарушителям меры, предусмотренные законом, не предполагают заведомо неисполнимых, явно неразумных сроков реализации данных предписаний (Определение от 11 апреля 2019 года N 867-О).

Касаясь деятельности кредитных организаций, Конституционный Суд неоднократно указывал, что государство, обеспечивая проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, вправе в случае возникновения неблагоприятных экономических условий осуществлять публично-правовое вмешательство в частноправовые отношения в кредитной сфере, принимая необходимые меры в целях достижения разумного компромисса между интересами вкладчиков и иных групп кредиторов, банков и их учредителей (участников), а также государства <1>. В частности, положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определяют меры по предупреждению банкротства и меры по финансовому оздоровлению кредитной организации, применение которых, будучи следствием наличия признаков неустойчивого финансового положения кредитной организации, создающего угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков) и (или) угрозу стабильности банковской системы, обусловлено необходимостью публично-правового вмешательства в отношения с участием этой организации в порядке, установленном данным законом и иными нормативными правовыми актами (Определение от 1 октября 2019 года N 2563-О).

--------------------------------

<1> См.: Постановление от 22 июля 2002 года N 14-П, Определение от 2 июля 2013 года N 1047-О.