12. Заключение, изменение и прекращение концессионного соглашения
В соответствии с Законом о КС концессионное соглашение может быть заключено как по инициативе публичной стороны, так и по инициативе инвестора.
Заключение концессионного соглашения по инициативе публичной стороны осуществляется на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса на заключение концессионного соглашения, а также требования к конкурсной документации установлены Главой 3 Закона о КС (подробнее об этом в п. 15 настоящих методических рекомендаций).
Концессионные соглашения заключаются в соответствии с примерными соглашениями, утвержденными Правительством РФ. Для концессионного соглашения (КС) на создание и реконструкцию детских оздоровительных лагерей примерные соглашения утверждены:
- Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. N 90 (в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения);
- Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 138 (в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения).
КС должны включать в себя существенные условия, установленные законом о КС, другими федеральными законами, и могут включать в себя не урегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия (подробнее об этом в п. 11 настоящих методических рекомендаций).
Концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. При этом условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения только на основании решения:
- Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация);
- высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации);
- местной администрации муниципального образования (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).
Законом о КС предусмотрена возможность изменения существенных условий КС по требованию концессионера (ч. 3.4. ст. 13 Закона о КС).
Концессионер вправе требовать от концедента изменения существенных условий КС:
- если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
- в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения;
- в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.
При этом Закон о КС в данном случае возлагает на концедента обязанность рассмотреть требования концессионера по изменению существенных условий КС, и в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера принять решение об изменении существенных условий КС или предоставить концессионеру мотивированный отказ.
Решение об изменении существенных условий концессионного соглашения принимается концедентом на основании решения:
- Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация);
- высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации);
- местной администрации муниципального образования (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).
Важно!!! Законом о КС предполагается, что соответствующие решения Правительства Российской Федерации, высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, которые являются основанием для принятия концедентом решения об изменении существенных условий КС, также должны быть приняты в течение тридцати календарных дней после поступления соответствующих требований концессионера.
В случае если изменения существенных условий концессионного соглашения по требованию концессионера, приведет к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то решение об изменении существенных условий КС принимается концедентом с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом концедент в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера обязан уведомить концессионера о начале рассмотрения вопроса в рамках подготовки проекта закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) либо представить концессионеру мотивированный отказ.
Также важно иметь в виду, что изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.
Основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом таких изменений, установлены постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения".
При этом концеденту нужно учитывать, что концессионер вправе приостановить исполнение концессионного соглашения до принятия концедентом решения об изменении существенных условий концессионного соглашения либо предоставления мотивированного отказа в случае, если в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера концедент:
- не принял решение об изменении существенных условий концессионного соглашения;
- не уведомил концессионера о начале рассмотрения вопроса в рамках подготовки проекта закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
- или не предоставил концессионеру мотивированный отказ.
Концессионное соглашение по требованию стороны концессионного соглашения также может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Концессионное соглашение прекращается:
1) по истечении срока действия концессионного соглашения;
3) в случае досрочного расторжения концессионного соглашения на основании решения суда.
Также основанием для прекращения КС является его досрочное расторжение в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением концессионером обязательств по концессионному соглашению, что повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда. Однако это должно быть предусмотрено условиями КС.
Основаниями для досрочного расторжения КС в данном случае являются решения:
- Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация),
- органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации);
- органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).
В случае прекращения КС Концессионер обязан передать концеденту объект концессионного соглашения и иное предусмотренное концессионным соглашением имущество в срок, установленный концессионным соглашением.
Передача объекта концессионного соглашения и иного предусмотренного концессионным соглашением имущества концессионером и принятие их концедентом осуществляются по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.
При этом передаваемый концеденту объект концессионного соглашения и иное предусмотренное концессионным соглашением имущество должны находиться в состоянии, установленном концессионным соглашением, пригодном для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и соответствующем установленным законом о КС требованиям, а также должны быть не обремененными правами третьих лиц.
Важно!!! Прекращение прав владения и пользования объектом концессионного соглашения и иным предусмотренным концессионным соглашением недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875