Нормативно-правовое регулирование деятельности ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В ЧАСТИ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА)
ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА
В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной правовой базой.
ПМПК работает в полном соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082, и другими действующими нормативными документами. Полный перечень нормативных документов представлен в разделе "Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора".
В соответствии с профессиональным стандартом "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья", утвержденным приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью техническую помощь в процессе получения образования.
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих без предъявления требований к стажу работы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
1. обеспечение сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью в образовательную организацию;
2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 2 отражены трудовые действия ассистента (помощника), рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников; требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания", одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе в части разработки и реализации их образовательной программы.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью относится также:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.
Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 3 отражены трудовые действия тьютора, рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.
В заключении ПМПК помимо трудовых действий тьютора, ассистента (помощника) могут быть отражены рекомендации о периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается.
В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью конкретизируются, дополняются рекомендациями психолого-педагогического консилиума и могут включать, в том числе: предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе (пункт 5.1 Примерного Положения).
Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.
При формировании заключения ПМПК с рекомендациями о предоставлении услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора специалисты ПМПК должны принимать во внимание, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность, в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (статья 28 Закона об образовании).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875