Указание Генпрокуратуры России от 13.01.2021 N 4/23 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования водного транспорта"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 13 января 2021 г. N 4/23

ОБ УСИЛЕНИИ

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов, регулирующих вопросы функционирования водного транспорта, надлежащей реализации требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Транспортных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, транспортных прокуроров (на правах районных) основной целью надзора считать обеспечение безопасности функционирования водного транспорта, принятие эффективных мер, направленных на реальное снижение на поднадзорной территории количества аварийных случаев и транспортных происшествий с судами торгового мореплавания, рыбопромыслового флота, внутреннего водного плавания, маломерными судами. В этой связи необходимо:

1.1. Активизировать прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности плавания территориальными органами Ространснадзора, подведомственными Росморречфлоту администрациями бассейнов внутренних водных путей, администрациями морских портов, ГИМС МЧС России, ФАУ "Российский речной регистр", ФАУ "Российский морской регистр судоходства" и их филиалами, организациями и предприятиями водного транспорта, в том числе эксплуатирующими суда рыбопромыслового флота, организациями, осуществляющими образовательную деятельность в области подготовки специалистов водного транспорта, обеспечивая своевременное выявление и устранение нарушений законодательства в указанной сфере.

1.2. Планировать и проводить проверки на основе тщательного и всестороннего анализа состояния законности, а также с учетом сроков открытия навигации в каждом конкретном регионе.

1.3. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения требований законодательства, а также пресечения и устранения выявленных нарушений, привлечения виновных лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

1.4. К проведению проверочных мероприятий в случае необходимости привлекать специалистов Ространснадзора, иных уполномоченных органов. При их проведении необходимо исключить факты подмены полномочий контролирующих органов, ориентируясь на выявление системных и значимых нарушений законодательства. По результатам проверочных мероприятий давать оценку полноте проведения уполномоченными органами контрольно-надзорных мероприятий, принятых мер по устранению выявленных нарушений закона.

1.5. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением территориальными органами Ространснадзора полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании и о внутреннем водном транспорте, обращая особое внимание на соблюдение порядка:

лицензирования перевозки морским и внутренним водным транспортом пассажиров, опасных грузов, погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам, буксировки морским транспортом, организации надлежащего контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

расследования аварий и инцидентов на море в соответствии с требованиями Положения о расследовании аварий и инцидентов на море, утвержденного приказом Минтранса России от 08.10.2013 N 308 "Об утверждении Положения о расследовании аварий и инцидентов на море";

расследования транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте в соответствии с требованиями Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 29.12.2003 N 221 "Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации";

классификации и учета происшествий на морском и внутреннем водном транспорте. Анализировать транспортные происшествия, в том числе их причины, принимать меры по установлению виновных лиц и привлечению их к установленной законом ответственности, а также меры по выявлению фактов укрытия транспортных происшествий;

осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением требований безопасности эксплуатации портовых и судоходных гидротехнических сооружений;

требований законодательства при проведении плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах морского и внутреннего водного транспорта;

возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере эксплуатации внутреннего водного и морского транспорта;

при планировании и проведении плановых, а также внеплановых проверок при осуществлении государственного надзора за торговым мореплаванием и в области внутреннего водного транспорта.

1.6. Организовать эффективный надзор за выполнением подведомственными Росморречфлоту администрациями бассейнов внутренних водных путей и администрациями морских портов функций по обеспечению безопасности судоходства и мореплавания.

1.6.1. В ходе осуществления надзорной деятельности в администрациях бассейнов внутренних водных путей проверять соблюдение требований, регламентирующих:

содержание внутренних водных путей, судовых ходов, условия плавания судов, подъем и утилизацию затонувших судов и иного затонувшего имущества в случаях, предусмотренных статьей 49 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ);

диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках, имеющих ограничения по условиям плавания;

дипломирование и квалификационные испытания членов экипажей судов внутреннего водного транспорта. В случае выявления своевременно пресекать факты проведения квалификационных испытаний неуполномоченными лицами, взимания платы за проведение аттестации, формального проведения проверок теоретических знаний членов экипажей судов, в отсутствие необходимых документов, а также использования программного обеспечения и перечня вопросов, не согласованных с Росморречфлотом.

1.6.2. В инспекциях государственного портового контроля проверять:

надлежащую реализацию инспекторами портового контроля полномочий при проведении проверок соблюдения на судах и иных плавучих объектах установленных требований к оборудованию, конструкциям, механизмам, спасательным и иным средствам, обеспечению безопасной эксплуатации судов, а также профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов;

соблюдение предусмотренного статьей 38.1 КВВТ РФ порядка проверки судов. Давать оценку правомерности выдачи по их результатам предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, своевременности составления капитанами бассейнов внутренних водных путей протоколов об административных правонарушениях и направления их на рассмотрение в территориальные органы Ространснадзора;

выполнение капитанами бассейнов внутренних водных путей возложенных полномочий. Соответствие установленным квалификационным требованиям лиц, назначаемых на должности капитанов бассейнов внутренних водных путей, инспекторов, осуществляющих государственный портовый контроль.

1.6.3. В администрациях морских портов проверять:

соответствие установленным требованиям лиц, назначенных на должность капитана морского порта;

надлежащее выполнение капитанами морских портов функций по обеспечению безопасности мореплавания, в том числе по обеспечению безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему, выдаче свидетельств о минимальном составе экипажа, обеспечению судов, направляющихся в морской порт или находящихся в акватории морского порта, необходимой информацией;

своевременное составление протоколов об административных правонарушениях, соблюдение требований при рассмотрении дел об административных правонарушениях в сфере морского транспорта;

соответствие актов, издаваемых капитанами морских портов, требованиям законодательства;

исполнение морскими квалификационными комиссиями требований Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденного приказом Минтранса России от 15.03.2012 N 62;

реализацию функций по подъему, удалению или уничтожению затонувшего имущества в случаях, предусмотренных статьей 111 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ).

1.7. Обеспечить эффективный и качественный надзор за исполнением судовладельцами требований законодательства, регламентирующих техническое состояние судов, в том числе в части наличия судовых документов, спасательных средств, укомплектованных экипажей. В связи с этим при проведении надзорных мероприятий в организациях и на предприятиях морского и внутреннего водного транспорта, у судовладельцев проверять:

наличие необходимых лицензий, соблюдение их условий;

наличие на судах, находящихся в эксплуатации, судовых документов, перечень которых установлен статьей 25 КТМ РФ и статьей 14 КВВТ РФ;

соблюдение при эксплуатации судов норм пассажировместимости, требований о необходимом количестве спасательных средств;

соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе по комплектации судов пожарным оборудованием.

1.8. Обеспечить надзор за исполнением законов, регламентирующих порядок эксплуатации судоходных и портовых гидротехнических сооружений, иных объектов инфраструктуры внутреннего водного и морского транспорта, в том числе в части:

соблюдения организациями, эксплуатирующими такие сооружения, требований технических регламентов, деклараций безопасности СГТС, наличия необходимых документов на гидротехнические сооружения, соответствия установленным требованиям безопасности их фактического технического состояния, своевременности проведения ремонтных работ таких объектов;

соблюдения градостроительного законодательства при проектировании, строительстве (реконструкции) и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта, а также судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях.

1.9. Обеспечить системный надзор за соблюдением ФАУ "Российский речной регистр" и ФАУ "Российский морской регистр судоходства" полномочий по классификации и освидетельствованию судов, оформлению и выдаче разрешительных документов на суда. В ходе надзорных мероприятий проверять соблюдение указанными автономными учреждениями порядка:

освидетельствования судов, находящихся в эксплуатации, в том числе периодичность его проведения;

признания судов годными к плаванию с установлением ограничений по районам плавания;

реализации полномочий по проверке соответствия установленным в судовых документах требованиям к оснащению судов навигационным, сигнальным, спасательным, противопожарным оборудованием;

выдачи документа о соответствии разработанной и применяемой судовладельцем системы управления безопасностью судов требованиям статьи 34.1 КВВТ РФ.

1.10. В целях профилактики правонарушений в сфере безопасности плавания, соблюдения прав пассажиров на регулярной основе проводить проверки соблюдения территориальными органами ГИМС МЧС России требований законодательства, регламентирующего порядок освидетельствования маломерных судов, а также баз (стоянок) для них, допуска их к эксплуатации.

В связи с этим при проверке территориальных органов ГИМС МЧС России, осуществляющих государственный надзор за маломерными судами, необходимо проверять надлежащее исполнение:

требований правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, переправами и наплавными мостами, а также правил их технического освидетельствования;

порядка проведения аттестации судоводителей на право управления маломерным судном;

полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, применению мер административной ответственности к лицам, совершившим административные правонарушения;

законодательства при планировании и проведении плановых, а также внеплановых проверок в ходе осуществления государственного надзора за маломерными судами.

1.11. Надзор в области обеспечения транспортной безопасности считать одним из приоритетных направлений деятельности. Особое внимание обращать на своевременность включения поднадзорных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствующие реестры согласно их категории, проведение оценки уязвимости, разработку и полноту реализации планов обеспечения транспортной безопасности, оснащение объектов необходимыми техническими средствами защиты, организацию их охраны аттестованными силами и аккредитованными подразделениями транспортной безопасности.

1.12. Активно использовать предоставленные статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 52 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по судебной защите нарушенных прав граждан и интересов общества и государства.

Привлекать должностных лиц и руководителей организаций к административной ответственности за необеспечение условий безопасности судоходства. На регулярной основе проводить проверки применения органами государственного надзора (контроля) мер административного воздействия в отношении лиц, не обеспечивающих необходимые условия безопасности плавания. В случаях выявления признаков составов правонарушений, предусмотренных статьями 11.6 - 11.13, частью 2 статьи 11.4, статьями 11.15.1, 11.15.2, 11.16, 11.17, 19.4 - 19.6, 19.7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, использовать полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях.

1.13. Проводить проверки соблюдения законодательства при реализации государственных программ развития водного транспорта, в части текущего содержания и ремонта (реконструкции) объектов транспортной инфраструктуры, инженерных сооружений и технических средств, непосредственно обеспечивающих безопасное функционирование водного транспорта.

Проверять соблюдение заказчиками-застройщиками и подрядчиками законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, антимонопольного законодательства при проведении конкурсных процедур и исполнении договоров, в том числе в части соответствия работ требованиям проектной документации, планируемых сроков выполнения мероприятий, законности расходования выделенных средств, а также полноты принятия заказчиками-застройщиками необходимых мер реагирования в случае нарушения условий договоров.

1.14. На системной основе проверять:

образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов в области водного транспорта, в том числе соответствие кадровых условий осуществления образовательной деятельности, структуры и содержания реализуемых образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам;

наличие учебных планов, программ и рабочих программ по всем учебным курсам, предметам и дисциплинам, их фактическое исполнение, полноту прохождения учебной и производственной практики;

соблюдение образовательными организациями требований к материально-техническим условиям обучения, наличие всех предусмотренных помещений, кабинетов, лабораторий, библиотечного фонда, макетов узлов, агрегатов и систем, а также тренажеров и учебных транспортных средств, с обязательным контролем их работоспособности, безопасности и фактического использования в образовательном процессе;

соответствие морских образовательных учреждений и/или учебно-тренажерных центров, программ подготовки таких центров требованиям законодательства. В случае выявления своевременно пресекать факты выдачи членам экипажей судов документов без фактического прохождения ими необходимого обучения.

1.15. Принимать меры к установлению в акваториях морских портов либо границах внутренних водных путей затонувших судов и иного затонувшего имущества, создающих угрозу безопасности судоходства и мореплавания, причинения значительного ущерба окружающей среде. Для устранения нарушений закона в данной сфере использовать весь спектр мер прокурорского реагирования, в том числе полномочия по обращению в суд с заявлением о подъеме, об удалении или уничтожении таких объектов.

1.16. В случаях выявления при осуществлении надзора за исполнением законодательства о безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта фактов несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, использования акватории водных объектов без договоров водопользования информацию для принятия мер реагирования направлять соответствующему природоохранному прокурору.

1.17. О преступлениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 211, частью 3 статьи 238, частью 3 статьи 263, частью 4 статьи 263.1, частью 3 статьи 266, частью 3 статьи 267, частью 3 статьи 268 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также иных чрезвычайных происшествиях в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, имеющих повышенную общественную значимость, специальным донесением сообщать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в соответствии с пунктами 1 и 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.07.2010 N 284 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации".

1.18. Лично контролировать ход расследования по уголовным делам о преступлениях, обозначенных в пункте 1.17 настоящего указания, уделяя особое внимание установлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений указанной категории.

1.19. Обеспечивать проверку законности процессуальных решений, принятых по уголовным делам о преступлениях, обозначенных в пункте 1.17 настоящего указания, полноты и всесторонности расследования по ним. Особое внимание обращать на достаточность принятых мер по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений в этой сфере. При выявлении фактов нарушения уголовно-процессуального законодательства, в том числе разумных сроков уголовного судопроизводства, рассматривать вопрос об ответственности виновных в этом работников транспортных прокуратур, не обеспечивших надлежащий надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.

2. Транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации:

2.1. На системной основе обобщать и анализировать состояние законности в указанной сфере, итоги использовать при планировании надзорной деятельности. Полученные результаты отражать в направляемых в Генеральную прокуратуру Российской Федерации докладных записках по итогам работы за год. При наличии оснований для принятия по выявленным нарушениям мер реагирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации информировать управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере с приложением материалов и проектов актов прокурорского реагирования.

2.2. Обеспечивать незамедлительный выезд транспортного прокурора (на правах районного) на места транспортных происшествий с тяжкими последствиями с целью координации деятельности правоохранительных органов. При значительной удаленности транспортной прокуратуры от места происшествия информировать соответствующего территориального прокурора о необходимости выезда и принятия соответствующих мер до прибытия транспортного прокурора.

В случае если место совершения преступления неизвестно, руководствоваться требованиями пункта 7.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".

3. Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации обобщать поступившие сведения, при необходимости подготавливать информационные письма и вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию федерального законодательства и прокурорской деятельности на данном направлении надзора.

4. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Контроль за исполнением указания возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации по направлению деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

И.В.КРАСНОВ