Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

Требования к браковке стальных канатов ПС

270. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рисунки 1 - 3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов;

з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

Рисунок 2

Рисунок 1. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки.

Рисунок 3

Рисунок 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:

а - в канате крестовой свивки;

б - в канате односторонней свивки.

Рисунок 4

Рисунок 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:

а - в нескольких прядях каната;

б - в двух прядях в сочетании с местным износом.

Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна производиться по числу обрывов проволок в соответствии с таблицей 1 и рисунком 4.

Канаты кранов, предназначенных или используемых для подъема людей, для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рисунок 5) или коррозии (рисунок 6) на 7 процентов и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва (на 3 процента от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 процентов у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рисунок 7).

Таблица 1

Число обрывов проволок, при наличии которых

бракуются стальные канаты ПС, работающие со стальными

и чугунными блоками

Число несущих проволок в наружных прядях

Конструкции канатов

Тип свивки

Группа классификации (режима) механизма:

М1, М2, М3 и М4

М5, М6, М7 и М8

Крестовая свивка

Односторонняя свивка

Крестовая свивка

Односторонняя свивка

на участке длиной

6d

30d

6d

30d

6d

30d

6d

30d

N Рисунок 5 50

6 x 7 (6 / 1)

2

4

1

2

4

8

2

4

6 x 7 (1 + 6) + 1 x 7 (1 + 6)

ЛК-0

6 x 7 (1 + 6) + 1 о.с.

ЛК-0

8 x 6 (0 + 6) + 9 о.с.

ЛК-0

51 Рисунок 6 N Рисунок 7 75

6 x 19 (9 /9 / 1) <*>

3

6

2

3

6

12

3

6

6 x 19 (1 + 9 + 9) + 1 о.с.

ЛК-0

6 x 19 (1 + 9 + 9) + 7 x 7 (1 + 6) <*>

ЛК-0

76 Рисунок 8 N Рисунок 9 100

18 x 7 (1 + 6) + 1 о.с.

ЛК-0

4

8

2

4

8

16

4

8

101 Рисунок 10 N Рисунок 11 120

8 x 19 (9 / 9 / 1) <*>

5

10

2

5

10

19

5

10

6 x 19 (12 / 6 / 1)

6 x 19 (12 / 6+ 6F / 1)

6 x 25FS (12 / 12 / 1) <*>

6 x 19 (1+ 6 + 6 / 6) + 7 x 7 (1 + 6)

ЛК-Р

6 x 19 (1 +6 + 6 / 6) + 1 о.с.

ЛК-Р

6 x 25 (1 +6; 6 + 12) + 1 о.с.

ЛК-3

6 x 25 (1 + 6; 6 + 12) + 7 x 7 (1 + 6)

ЛК-3

121 Рисунок 12 N Рисунок 13 140

8 x 16 (0 + 5 + 11) + 9 о.с.

ТК

6

11

3

6

11

22

6

11

141 Рисунок 14 N Рисунок 15 160

8 x 19 (12 / 6 + 6F / 1)

6

13

3

6

13

26

6

13

8 x 19 (1 + 6 + 6 / 6) + 1 о.с.

ЛК-Р

161 Рисунок 16 N Рисунок 17 180

6 x 36 (14 / 7 + 7 / 7 / 1) <*>

7

14

4

7

14

29

7

14

6 x 30 (0 + 15 + 15) + 7 о.с.

ЛК-0

6 x 36 (1 + 7 + 7 / 7+ 14) + 1 о.с. <*>

ЛК-РО

6 x 36 (1 + 7 + 7 / 7 + 14) + 7 x 7 (1 + 6) <*>

ЛК-РО

181 Рисунок 18 N Рисунок 19 200

6 x 31 (1 + 6 + 6 / 6+ 12) + 1 о.с.

8

16

4

8

16

32

8

16

6 x 31 (1 + 6 + 6 / 6 + 12) + 7 x 7 (1 + 6)

6 x 37 (1 + 6 + 15 + 15) + 1 о.с.

ТЛК-О

201 Рисунок 20 N Рисунок 21 220

6 x 41 (16 / 8 + 8 / 8/1) <*>

9

18

4

9

18

38

9

18

221 < N < 240

6 x 37 (18 / 12 / 6 / 1)

10

19

5

10

19

38

10

19

18 x 19 (1 + 6 + 6 / 6) + 1 о.с.

ЛК-Р

241 Рисунок 22 N Рисунок 23 260

10

21

5

10

21

42

10

21

261 Рисунок 24 N Рисунок 25 280

11

22

6

11

22

45

11

22

281 Рисунок 26 N Рисунок 27 300

12

24

6

12

24

48

12

24

300 Рисунок 28 N

0,04 N

0,08 N

0,02 N

0,04 N

0,08 N

0,16 N

0,04 N

0,08 N

N - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.

Рисунок 29

Рисунок 4. Определение числа обрывов наружных проволок стального каната:

1 - на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец, ответный конец оборванной проволоки отсутствует. Данный дефект соответствует одному обрыву;

2 - на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца. Данный дефект соответствует одному обрыву;

3 - на участке контроля одна из проволок имеет двукратное нарушение целостности. Поскольку нарушения целостности принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву.

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными таблицы 2.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (рисунок 5, д) или коррозии (рисунок 6, д) на 40 процентов и более канат бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в таблице 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в таблице 2.

Таблица 2

Параметры браковки каната в зависимости от поверхностного

износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, в процентах

Количество обрывов проволок, в процентах от норм, указанных в таблице 1

10

85

15

75

20

70

25

60

30 и более

50

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.

Для оценки состояния внутренних проволок, для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рисунок 7), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине (последнее обязательно только для канатов ПС, транспортирующих опасные грузы, предназначенных или используемых для подъема людей, а также канатов, работающих с блоками из синтетического материала или блоками из металла с синтетической футеровкой поверхности, контактирующей с канатом).

При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 процентов и более, канат должен браковаться. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативной документации в зависимости от типа и назначения ПС.

При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат должен браковаться.

Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рисунок 8). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dв > 1,08dк, где dв - диаметр спирали волнистости, dк - номинальный диаметр каната.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв Рисунок 30 4/3 dк. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dк.

Рисунок 31

Рисунок 5. Износ наружных проволок каната крестовой свивки:

Рисунок 6. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:

а - небольшие лыски на проволоках;

а - начальное окисление поверхности;

б - увеличенная длина лысок на отдельных проволоках;

б - общее окисление поверхности;

в - заметное окисление;

в - удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок;

г - сильное окисление;

д - интенсивная коррозия.

г - лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната;

д - интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40 процентов).

Рисунок 32

Рисунок 7. Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия).

Рисунок 33

Рисунок 8. Волнистость каната (объяснение в тексте).

Рисунок 34

Рисунок 9. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника.

Рисунок 35

Рисунок 10. Корзинообразная деформация.

Рисунок 36

Рисунок 11. Выдавливание сердечника.

Рисунок 37

Рисунок 12. Выдавливание проволок прядей:

а - в одной пряди; б - в нескольких прядях.

Рисунок 38

Рисунок 13. Местное увеличение диаметра каната.

Рисунок 39

Рисунок 14. Раздавливание каната.

Рисунок 40

Рисунок 15. Перекручивание каната.

Рисунок 41

Рисунок 16. Залом каната.

Рисунок 42

Рисунок 17. Перегиб каната.