II. Аэродром

18. Пропускная способность одной взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), работающей в режиме чередования взлетающих и приземляющихся ВС (без учета пропускной способности воздушного пространства), определяется по формуле:

Рисунок 30,

где: ПВПП - пропускная способность ВПП (взлетов-посадок/час);

ТВВ, ТПП, ТВП, ТПВ - средние допустимые интервалы времени между взлетно-посадочными операциями ВС, которые рассчитываются для следующих режимов функционирования ВПП: "взлет-взлет", "посадка-посадка", "взлет-посадка", "посадка-взлет" (секунда);

Рисунок 31 - доля приземляющихся ВС в общей интенсивности движения.

19. При необходимости расчета пропускной способности ВПП в определенный промежуток времени, отличный от 1 часа, в формуле, указанной в пункте 18 Методики, вместо числителя 3600 принимается значение данного промежутка времени, выраженное в секундах.

20. Средние допустимые интервалы времени между взлетно-посадочными операциями зависят от минимально допустимых интервалов времени между смежными взлетно-посадочными операциями ВС, которые устанавливаются из условий обеспечения безопасности полетов на аэродроме по следующим зависимостям:

Рисунок 32

Рисунок 33,

Рисунок 34

Рисунок 35,

Рисунок 36

Рисунок 37,

Рисунок 38

Рисунок 39,

где: Рисунок 40,Рисунок 41,Рисунок 42,Рисунок 43 - минимально допустимые интервалы времени между смежными взлетно-посадочными операциями "взлет-взлет", "посадка-посадка", "взлет-посадка", "посадка-взлет" для "i" и "j" ВС (секунда);

Рисунок 44,Рисунок 45 - доля i и j ВС в общей интенсивности движения;

i, j - переменные индексы, соответствующие: i-ВС, совершающему взлетно-посадочные операции первым; j-ВС, совершающему взлетно-посадочные операции вторым, при этом i и j последовательно изменяются от 1 до m;

m - количество типов ВС, рассматриваемых в расчете.

21. В целях настоящей Методики для удобства вычислений каждому типу ВС до проведения расчетов присваивается постоянный индекс (1, 2, 3 и т.д.). Минимально допустимые интервалы времени между взлетно-посадочными операциями определяются для всех возможных комбинаций взлетающих и приземляющихся ВС (выражение Рисунок 46 - обозначает минимально допустимый интервал времени для случая "взлет ВС 1 - взлет ВС 2"; Рисунок 47 - обозначает минимально допустимый интервал времени для случая "посадка ВС 2 - посадка ВС 3").

Значения ТВВ, ТПП, ТВП, ТПВ определяются как средневзвешенные величины из произведений минимально допустимых интервалов времени между возможными комбинациями ВС на их долю в общей интенсивности движения.

22. Минимально допустимые интервалы времени между взлетно-посадочными операциями определяются исходя из следующих условий.

Режим "взлет-взлет":

Рисунок 48,

где: Рисунок 49, Рисунок 50 - время выруливания и стоянки на исполнительном старте второго ВС (секунда);

Рисунок 51 - время разбега первого ВС до точки, соответствующей месту расположения предварительного старта второго ВС (до точки "с") (секунда), согласно приложению N 1 к настоящей Методике;

Рисунок 52, Рисунок 53 - время разбега до отрыва и набора высоты первым ВС (секунда);

Рисунок 54 - минимальный временной интервал, учитывающий влияние спутного следа при взлете ВС (секунда).

Режим "посадка-посадка": Для режима "посадка-посадка" временной интервал выбирается наибольшим из следующих:

Рисунок 55,

где: Рисунок 56, Рисунок 57, Рисунок 58, Рисунок 59 - время, необходимое первому приземляющемуся ВС для движения от точки, соответствующей точке ухода на второй круг, до торца ВПП (Рисунок 60), от торца до касания ВПП (Рисунок 61), для пробега (Рисунок 62) и отруливания с ВПП (Рисунок 63) (секунда);

Рисунок 64 - время движения второго приземляющегося ВС по глиссаде из условия обеспечения необходимого продольного эшелонирования (секунда);

Рисунок 65 - минимальный временной интервал, учитывающий влияние спутного следа при посадке ВС (секунда).

Режим "взлет-посадка":

Рисунок 66,

где: Рисунок 67 - время, затрачиваемое взлетающим ВС для полета от точки отрыва до торца ВПП (секунда).

Режим "посадка-взлет":

Рисунок 68,

где: Рисунок 69 - время движения приземляющегося ВС (индекс i) от точки, соответствующей точке ухода на второй круг, до точки "в", соответствующей расположению на предварительном старте взлетающего ВС (индекс j) (секунда), согласно приложению N 2 к настоящей Методике;

Рисунок 70 - время движения взлетающего ВС от точки отрыва до торца ВПП (секунда).

23. Доли приземляющихся ВС в общей интенсивности движения и доли отдельных типов ВС определяются по формулам:

Рисунок 71; Рисунок 72,

где: Ui - интенсивность движения i-го типа ВС в полный час (ВС/час);

Un - интенсивность движения приземляющихся ВС в аэропорту в полный час (ВС/час).

24. Время разбега ВС по ВПП (Рисунок 73) определяется по формуле:

Рисунок 74,

где: Рисунок 75 - длина разбега i-го ВС в стандартных условиях расположения аэродрома (метр);

Рисунок 76 - поправочный коэффициент, учитывающий средний продольный уклон ВПП, определяется по следующим формулам:

при Рисунок 77,

при Рисунок 78

Lф - фактическая длина ВПП (метр), определяется по исполнительной документации (на строительство или реконструкцию ВПП), а при ее отсутствии - по материалам обследования аэродрома;

iср - средний продольный уклон ВПП, определяется отношением разности отметок высот концов ВПП к фактической длине ВПП, отметки высот концов определяются по исполнительному профилю ВПП;

kH - поправочный коэффициент, учитывающий высоту ВПП над уровнем моря (метр), определяется по формуле:

kH = 1 + 2,33 · 10-4 · HИВПП,

HИВПП - наивысшая точка поверхности ВПП относительно уровня моря (метр), определяется по исполнительному продольному профилю ВПП (метр);

kt - поправочный коэффициент, учитывающий температуру воздуха на аэродроме, определяется по формуле:

kt = 1 + 0,01 · (tрасч - tст),

tрасч = 1,07 · t13 - 3° - расчетная температура воздуха на аэродроме (°C);

t13 - среднемесячная температура воздуха на аэродроме в 13 ч самого жаркого месяца в году (°C), принимается по климатологическим справочникам;

tст = 15° - 0,0065 · HИВПП - температура стандартной атмосферы на высоте расположения аэродрома над уровнем моря (°C);

Рисунок 79 - скорость отрыва i-го ВС (км/час);

Рисунок 80 - поправочный коэффициент, учитывающий относительную плотность воздуха, определяется по формуле:

Рисунок 81,

где: P - атмосферное давление (миллиметров ртутного столба), принимаемое в зависимости от высоты расположения аэродрома.

25. Время набора высоты при взлете (Рисунок 82) определяется по формуле:

Рисунок 83,

где: Hi - высота, на которой заканчивается взлет i-го ВС; принимается равной 10,7 (метр);

Рисунок 84 - воздушная скорость полета i-го ВС при наборе высоты 10,7 метров (км/час);

Рисунок 85 - угол наклона траектории полета ВС при взлете.

26. Время выруливания ВС на исполнительный старт определяется по формуле:

Рисунок 86,

где: Рисунок 87 - длина пути выруливания i-го ВС на исполнительный старт; принимается в зависимости от схемы организации движения ВС на аэродроме (метр);

Рисунок 88 - скорость выруливания i-го ВС на исполнительный старт, принимается 20 - 30 (км/час).

27. При определении времени разбега i-го ВС до точки "с" согласно приложению N 1 к настоящей Методике, соответствующей расположению j-го ВС на предварительном старте (Рисунок 89), применяется три расчетных случая:

1) если Рисунок 90, то Рисунок 91;

2) если Рисунок 92 и Рисунок 93,

то Рисунок 94;

3) если Рисунок 95 и Рисунок 96,

то Рисунок 97,

где: Рисунок 98 - удаление точки, соответствующей расположению исполнительного старта i-го ВС на ВПП от торца ВПП (метр);

Рисунок 99 - удаление точки, соответствующей расположению предварительного старта j-го ВС от торца ВПП (метр).

Расчетные случаи, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта Методики, возможны, когда j-ое ВС выруливает на исполнительный старт по РД, примыкающей не к торцевому участку ВПП, а также в случае отсутствия РД, примыкающих к торцевому участку ВПП.

28. Время движения при взлете i-го ВС от точки отрыва до торца ВПП (Рисунок 100) определяется по формуле:

Рисунок 101,

где: LВПП - длина ВПП (метр);

Рисунок 102 - скорость набора высоты i-го ВС у противоположного торца ВПП (допускается принимать равной Рисунок 103) (км/час).

29. При определении времени пробега ВС по ВПП (Рисунок 104), в зависимости от схемы его движения, возможны два расчетных случая:

1) пробег ВС осуществляется на ВПП, при этом ВС отруливает на ближайшую РД без разворота на ВПП:

Рисунок 105,

где: Рисунок 106 - длина пробега i-го ВС до точки схода с ВПП принимается в зависимости от геометрической схемы РД (количество, конфигурация и места примыкания РД) (метр);

Рисунок 107 - скорость касания ВПП i-ым ВС (км/час);

Рисунок 108 - скорость отруливания i-го ВС с ВПП (км/час), для скоростных РД Рисунок 109 принимается 80 - 100 км/час;

2) пробег ВС осуществляется на ВПП, при этом для схода необходимо осуществить разворот на ВПП:

Рисунок 110,

где: B - ширина ВПП (метр);

Рисунок 111 - длина участка движения i-го ВС от точки, соответствующей началу разворота на ВПП, до точки, соответствующей сходу ВС с ВПП (метр);

Рисунок 112 - скорость разворота i-го ВС на ВПП, принимается не более 10 км/час.

30. Время отруливания ВС с ВПП (Рисунок 113) определяется по формуле:

Рисунок 114,

где: Рисунок 115 - длина пути отруливания, принимается в зависимости от геометрической схемы РД (метр);

Рисунок 116 - скорость ВС в конце участка отруливания (км/час).

31. При определении безопасного интервала времени при движении ВС по глиссаде (Рисунок 117) используются следующие случаи посадки ВС:

посадка ВС осуществляется без учета метеоминимумов, тогда:

Рисунок 118

посадка ВС осуществляется в условиях метеоминимумов I, II и III категории ИКАО, тогда:

Рисунок 119,

где: Рисунок 120 - высота, соответствующая точке входа ВС в глиссаду (метр);

Рисунок 121 - угол наклона глиссады;

HVi - высота, соответствующая точке ухода на второй круг (метр);

tинт - интервал продольного эшелонирования, установленный правилами полетов (секунда).

32. Время движения ВС от точки ухода на второй круг до торца ВПП (Рисунок 122) определяется по формуле:

Рисунок 123.

33. При определении времени движения i-го ВС от высоты, соответствующей точке ухода на второй круг до точки "в" согласно приложению N 2 к настоящей Методике, соответствующей расположению предварительного старта j-го ВС (Рисунок 124), используются следующие расчетные случаи:

1) точка приземления i-го ВС удалена от торца ВПП дальше, чем точка "с" (предварительный старт j-го ВС, расположен на участке планирования i-го ВС), т.е. выполняется условие:

Рисунок 125,

где: Рисунок 126 - длина участка от торца ВПП до точки, соответствующей касанию i-ым ВС (метр), принимается равной 800 метров для ВС массой более 100 тонн, 600 метров - для ВС массой 45 - 100 тонн и 400 метров - для ВС массой 10 - 45 тонн и до 10 тонн.

В этом случае:

Рисунок 127;

2) точка приземления i-го ВС расположена от торца ВПП ближе, чем точка "с" (предварительный старт j-го ВС расположен на участке пробега i-го ВС), т.е выполняется условие:

Рисунок 128.

В этом случае:

Рисунок 129,

где: Ai - замедление при движении i-го ВС по ВПП (метр/секунда2);

Рисунок 130,

где: Рисунок 131 - скорость в конце участка пробега, принимается равной Рисунок 132 или Рисунок 133 в зависимости от расчетного случая пробега (км/час).

34. Время движения ВС от порога ВПП до точки касания (Рисунок 134) для случаев "посадка-посадка", "взлет-посадка" определяется по формуле:

Рисунок 135.

35. Время стоянки ВС на исполнительном старте принимается: для ВС массой более 100 тонн - 60 секунд, для ВС массой 45 - 100 тонн - 50 секунд, для ВС массой 10 - 45 тонн - 35 секунд, для ВС массой до 10 тонн - 30 секунд.

Необходимые взлетно-посадочные характеристики ВС определяются на основании руководств по летной эксплуатации.

36. Пропускная способность одной ВПП, работающей на чередование только приземляющихся или взлетающих ВС, определяется по формулам:

Рисунок 136,

где: ПВ - пропускная способность ВПП, работающей в режиме чередования взлетающих ВС (взлет/час);

Рисунок 137,

где: ПП - пропускная способность ВПП, работающей в режиме чередования приземляющихся ВС (посадка/час).

37. Пропускная способность разнесенных (независимых) ВПП, работающих каждая на чередовании взлетающих и приземляющихся ВС, определяется по формуле:

П = П1 + П2,

где: П1, П2 - пропускные способности, соответственно первой и второй ВПП, работающих в режиме чередования взлетно-посадочных операций (взлет-посадка/час).

Пропускные способности П1 и П2 определяются по следующим формулам:

Рисунок 138,

Рисунок 139,

где: Рисунок 140,Рисунок 141,Рисунок 142,Рисунок 143,Рисунок 144,Рисунок 145,Рисунок 146,Рисунок 147 - средние допустимые интервалы времени между взлетно-посадочными операциями, соответственно для первой и второй ВПП (секунда);

Рисунок 148, Рисунок 149 - доля приземляющихся ВС в общей интенсивности движения для первой и второй ВПП.

38. Для близкорасположенных (зависимых) ВПП пропускная способность определяется исходя из специфических особенностей управления воздушным движением на конкретном аэродроме, возможных ограничений на движение ВС, взаимного влияния ВПП друг на друга, возможных сочетаний взлетающих и приземляющихся ВС на обеих ВПП.

39. При проведении расчетов по определению пропускной способности ВПП (как одной, так и системы ВПП) учитываются особенности организации движения ВС на аэродроме, в том числе переруливание ВС (или буксировку ВС) через ВПП, руление (буксировку ВС) по ВПП. Учет данных особенностей осуществляется введением в расчет дополнительного или дополнительных временных ограничительных интервалов времени, например:

Рисунок 150,

где: Lрул - длина пути руления (буксировки) ВС от занятия ВПП до ее освобождения (метр);

Vрул - средняя скорость руления (буксировки) (метр/секунда).

Значение этого интервала или интервалов сравниваются со значением средневзвешенного времени занятия ВПП в соответствии со знаменателями, указанными в формулах пунктов 18, 36, 37 Методики. В расчеты пропускной способности принимаются большие из них.

40. При определении пропускной способности ВПП, выраженной годовым количеством взлетно-посадочных операций, следует учитывать долю времени работы каждого из направлений посадки и взлета.

Годовая пропускная способность ВПП определяется по следующей зависимости:

Рисунок 151,

где: Рисунок 152 - годовая пропускная способность ВПП (взлет-посадка/год);

a - доля использования определенного направления ВПП в течение года;

Tr - время закрытия ВПП в течение года на производство ремонтных и профилактических работ (час);

Ts - время закрытия ВПП в течение года на очистку от атмосферных осадков (час);

Tm - время закрытия ВПП в течение года из-за недостаточного минимума аэродрома (час);

Te - время закрытия ВПП в течение года по другим причинам (экологические, отсутствие светосигнального оборудования) (час);

Рисунок 153, Рисунок 154 - часовая пропускная способность ВПП для первого и второго направлений посадки (взлет-посадка/час).

41. Пропускная способность перрона рассчитывается на основании количества мест стоянок (далее - МС) ВС и их вида:

1) МС, размеры которых позволяют осуществлять стоянку и обслуживание ВС любого типа (далее - универсальные МС);

2) МС, размеры которых позволяют осуществлять стоянку и обслуживание ВС определенных типов (далее - частично универсальные МС);

3) МС, размеры которых позволяют осуществлять стоянку и обслуживание ВС только определенного типа (специализированные МС).

42. Пропускная способность пассажирского перрона определяется по графику согласно приложению N 3 к настоящей Методике. Учитывая количество МС и вид МС, по графику определяют произведение Uпос · Tст,

где: Uпос - возможное количество прибытий ВС на пассажирский перрон для стоянки и обслуживания (пропускная способность);

Tст - среднее время стоянки ВС на пассажирском перроне (час). На основании полученного произведения определяют:

Рисунок 155.

43. Среднее время стоянки ВС на пассажирском перроне следует принимать: 2 часа - для ВС массой более 100 тонн, 1,5 часа - для ВС массой 45 - 100 тонн и 1 час - для ВС массой 10 - 45 тонн и до 10 тонн. Для универсальных и частично универсальных МС среднее время стоянки ВС принимается наибольшим из типов ВС, которые могут их занимать.

44. Пропускная способность рулежных дорожек (далее - РД) определяется исходя из скорости руления (буксировки) и допустимого интервала между ВС, осуществляющими руление (за исключением РД, примыкающих к ВПП, на которых располагаются взлетающие ВС, ожидающие своей очереди для выполнения взлета):

Рисунок 156,

где: ПРД - пропускная способность РД;

VР - средняя скорость руления (буксировки) ВС, принимается для руления ВС - 20 - 30 км/час, для буксировки ВС - 5 - 7 км/час;

lинт - допустимый интервал между ВС (метр), принимается 150 - 200 метров.

45. При определении пропускной способности РД в конкретном аэропорту в формуле пункта 44 Методики дополнительно учитываются временные интервалы, предусматривающие особенности руления (организация движения ВС на аэродроме, наличия путей руления, пересечений путей руления), определяемые на основе данных хронометража.