III. Специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности (квалификация Психолог)

III. Специальность 37.05.02 Психология служебной

деятельности (квалификация Психолог)

(введен Приказом СК России от 11.05.2021 N 65)

N п/п

Основные должностные обязанности

Должен знать:

(основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей)

Должен уметь, владеть:

(основные умения и навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей)

1.

Общепрофессиональные.

Конституцию Российской Федерации.

Основополагающие принципы и нормы международного права, регламентирующие права и свободы человека и гражданина.

Федеральное законодательство о противодействии коррупции.

Нормативные правовые акты Следственного комитета Российской Федерации по вопросам психологического обеспечения служебной деятельности и осуществления следственной деятельности.

Требования профессиональной этики и служебного этикета сотрудника Следственного комитета Российской Федерации.

Правила оформления служебных документов.

Формировать гражданскую позицию и способствовать развитию патриотизма.

Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.

Оптимизировать собственную деятельность, определять приоритеты в решении поставленных задач.

Ответственно выполнять должностные обязанности.

Проявлять нетерпимое отношение к коррупционному поведению.

Соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Разрабатывать и правильно оформлять служебные документы.

Составлять заключение по результатам мероприятий психологического исследования.

Использовать в работе необходимые компьютерные программы и оргтехнику.

2.

Оказание практической помощи с применением методов прикладной психологии следственным органам Следственного комитета Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений.

Отечественную и зарубежную психологию (отрасли психологии, современные направления, актуальные проблемы и методы психологии).

Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни.

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации.

Психологию зависимости, аддикции, девиантологию.

Виктимологию, суицидологию.

Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды.

Психологию беженцев, мигрантов, маргиналов.

Современные направления молодежных движений.

Методы количественной и качественной обработки информации, полученной в процессе проведения психологического исследования.

Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств.

Права и обязанности психолога в уголовном процессе.

Правовой статус специалиста и эксперта в уголовном процессе.

Тактику проведения отдельных следственных действий.

Требования уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации к производству следственных действий с участием несовершеннолетних.

Психологию следственных действий.

Консультировать следователя при анализе индивидуальных и возрастных особенностей участников уголовного судопроизводства, а также при определении тактики и стратегии следственных действий.

Проводить предварительную беседу с целью подготовки несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства к следственным действиям.

Создавать психологический портрет преступника.

Применять методы активизации памяти.

Проводить психофизиологические исследования при раскрытии и расследовании преступлений.

Навыками получения информации от участников уголовного судопроизводства с использованием методов прикладной психологии.

Проводить психологический анализ участников уголовного судопроизводства на основании материалов уголовного дела.

3.

Осуществление психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников, работников Следственного комитета Российской Федерации, а также образовательной деятельности обучающихся образовательных организаций Следственного комитета Российской Федерации.

Психологию управления, организационную психологию.

Методологические основы профессиональной ориентации и профессионального консультирования.

Методы оценки и отбора персонала организации, этапы адаптации персонала организации.

Социальную психологию, психологию малых групп.

Методологию и технологии командной работы, формирования благоприятного психологического климата в коллективе.

Техники эффективной коммуникации.

Конфликтологию (в том числе виды конфликтов, способы и технологии их разрешения).

Психологию кризисных состояний.

Методы индивидуального психологического консультирования, психологической работы с группой, психокоррекции.

Методы психологических и психофизиологических исследований, в том числе с применением специализированных технических средств.

Методы морально-психологического обеспечения служебной деятельности.

Определять профессиональную психологическую пригодность лиц, принимаемых на службу в Следственный комитет Российской Федерации и на обучение в образовательные организации Следственного комитета Российской Федерации.

Определять профессиональную психологическую пригодность сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности, прогнозировать их психологическую готовность к выполнению профессиональных задач.

Осуществлять психокоррекционную работу с обучающимися, сотрудниками для их адаптации к условиям учебы, служебной деятельности.

Осуществлять психологическую работу с резервом кадров на управленческие должности.

Методами изучения социально-психологического климата в коллективе.

Осуществлять мониторинг психологического климата в коллективе.

Выявлять психологические проблемы, затрудняющие функционирование подразделения, организации, учреждения.

Проводить психологическую диагностику с сотрудниками, работниками, обучающимися, осуществлять консультирование их руководителей по результатам психологического обследования.

Проводить психологическую реабилитацию и восстановление работоспособности сотрудников, работников, обучающихся.

Осуществлять морально-психологическое обеспечение служебной и образовательной деятельности.

4.

Оказание психологической помощи лицам, признанным в установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядке потерпевшими, а также подозреваемыми, обвиняемыми или свидетелями.

Международные нормы и договоры в области прав ребенка, детей.

Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка.

Теоретические основы консультативной психологии.

Психологию экстремальных ситуаций, психологию горя, потери, утраты.

Психологию семьи, консультирования семьи, кризисов семьи.

Национальные, этнокультурные, конфессиональные особенности и традиции населения.

Теорию, методологию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования.

Психологические методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи.

Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.

Методы математической обработки результатов психологической диагностики.

Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического исследования.

Методы психокоррекции и психопрофилактики.

Требования уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации к производству следственных действий с участием несовершеннолетних.

Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям психологического исследования.

Адаптировать новые методы и процедуры психологического консультирования в процессе работы.

Проводить диагностическое исследование лица с использованием инструментария, включая первичную обработку результатов и их интерпретацию.

Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации лица с целью определения направлений оказания психологической помощи.

Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений исследуемого лица с иными лицами.

Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности лиц, в том числе несовершеннолетних, признанных в установленном порядке потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями.

Владеть навыками консультирования законных представителей несовершеннолетнего лица.

Оказывать психологическую помощь подозреваемым, обвиняемым.

Оказывать психологическую помощь потерпевшим или свидетелям преступления.