Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

III. Проведение экспертизы

13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. <9>

--------------------------------

<9> Пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев со дня получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее - заказчик) комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения экспертизы может быть продлен по соглашению сторон.

15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств ее заказчика. <10>

--------------------------------

<10> Пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами, и объектов экспертизы, указанных в абзацах втором, третьем, шестом, седьмом пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", разработчиком которых являлась такая организация. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации. <11>

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2025 N 29)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<11> Пункты 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

(сноска в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2025 N 29)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Руководителем организации, проводящей экспертизу, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", определяются участвующие в проведении экспертизы эксперт или группа экспертов, область аттестации которых соответствует объекту экспертизы.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2025 N 29)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае участия в экспертизе группы экспертов, может быть определен руководитель группы экспертов, обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. Область аттестации руководителя группы экспертов должна соответствовать объекту экспертизы.

18. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов I класса опасности вправе участвовать эксперты первой категории, аттестованные в области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в порядке, установленном Положением.

19. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов II класса опасности <12> вправе участвовать эксперты первой и (или) второй категории, аттестованные в области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в порядке, установленном Положением.

--------------------------------

<12> Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

20. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов III и IV классов опасности <13> вправе участвовать эксперты первой, и (или) второй, и (или) третьей категории, аттестованные в области аттестации, соответствующей объекту экспертизы, в порядке, установленном Положением.

--------------------------------

<13> Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

21. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:

предоставления заказчиком необходимых для проведения экспертизы документов;

предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.

22. Заказчик обязан предоставить безопасный доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.

Эксперты, участвующие в проведении экспертизы, обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, установленные заказчиком.

23. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах. При оценке фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах допускается использование информации автоматизированных систем мониторинга их технического состояния, применяемых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), эксплуатирующим опасный производственный объект.

Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.

Техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

1) при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает десять лет;

2) при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;

3) при обнаружении экспертами дефектов, способных повлиять на прочность конструкции, или дефектов неизвестного происхождения.

(п. 23 в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2025 N 29)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. При проведении экспертизы технических устройств экспертом (экспертами) выполняются:

1) анализ документации, относящейся к техническим устройствам (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз) и режимам эксплуатации технических устройств (при наличии);

2) осмотр технических устройств.

(п. 24 в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2025 N 29)

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Техническое диагностирование технических устройств должно включать следующие мероприятия:

1) визуальный и измерительный контроль;

2) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;

3) определение повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;

4) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);

5) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);

6) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);

7) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;

8) исследование материалов технического устройства;

9) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;

10) оценку остаточного ресурса (срока службы).

(п. 25 в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2025 N 29)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. При проведении экспертизы зданий и сооружений экспертом (экспертами) выполняются:

1) анализ:

проектной и исполнительной документации на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешения на ввод в эксплуатацию здания (сооружения);

документов, удостоверяющих качество строительных конструкций и материалов;

актов расследования аварий;

заключений ранее проводимых экспертиз здания (сооружения);

эксплуатационной документации, документации о текущих и капитальных ремонтах, документации об изменениях конструкций зданий (сооружений);

2) осмотр зданий и сооружений.

(п. 26 в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2025 N 29)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. Обследование зданий и сооружений должно включать следующие мероприятия:

1) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных правовых актов и документов по стандартизации <13(1)>, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений;

--------------------------------

<13(1)> Статья 14 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".

2) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;

3) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии);

4) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами;

5) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии);

6) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений;

7) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);

8) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений, учитывающий выявленные при обследовании отклонения, дефекты и повреждения, фактические (или прогнозируемые) нагрузки и свойства материалов этих конструкций;

9) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.

(п. 27 в ред. Приказа Ростехнадзора от 29.01.2025 N 29)

(см. текст в предыдущей редакции)

28. При экспертизе документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта выполняется анализ мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности при остановке объекта, а также исключение аварий и инцидентов при осуществлении работ по консервации, ликвидации опасного производственного объекта.

29. При экспертизе документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выполняется анализ принятых технических решений и мероприятий на предмет их соответствия действующим требованиям промышленной безопасности.

30. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю, допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.

31. Акты по результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляются и подписываются лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации, проводящей экспертизу, и прикладываются к заключению экспертизы.