19. Учебная работа является важнейшей составной частью деятельности школы. Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, а также итоговой аттестации.
В процессе обучения курсанты должны овладеть необходимыми теоретическими знаниями и профессионально-должностными навыками и быть способными умело обучать и воспитывать подчиненных.
Выполнение задач по обучению и воспитанию курсантов достигается:
четкой организацией учебного процесса, постоянным контролем выполнения учебных планов и программ, качественным проведением всех видов учебных занятий, внедрением в учебный процесс передовых методов обучения и воспитания;
высоким уровнем военной, специальной и методической подготовки командного и преподавательского составов;
целеустремленной и действенной воспитательной работой, поддержанием высокой воинской дисциплины и уставного порядка в школах;
обеспечением учебного процесса современными материально-техническими средствами и постоянным совершенствованием учебно-материальной базы;
соблюдением принципа индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
20. Общий объем учебной работы курсантов, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 часов в неделю.
Загрузка курсантов всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 часов в неделю. На учениях, в период полевых (морских) выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная работа с преподавателем планируется из расчета не более 46 часов в неделю, в период стажировки и всех видов практики - не более 40 часов в неделю.
21. Содержание подготовки и организация учебного процесса по каждой военно-учетной специальности, установленной для школы, определяются основной программой подготовки, которая включает в себя учебный план, учебные программы, программы стажировки и практик.
22. Перечень военно-учетных специальностей, по которым проводится подготовка прапорщиков в школах, и учебные программы школ утверждаются соответствующими заместителями Министра обороны Российской Федерации, начальниками служб Министерства обороны главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны.
Учебные планы и учебные программы подписываются должностными лицами, ответственными за их разработку, и при необходимости согласовываются с заинтересованными органами военного управления.
23. Учебные программы по военно-учетной специальности могут объединяться в сборник учебных программ. Каждая учебная программа в сборнике подписывается должностным лицом, ответственным за ее разработку, а сборник учебных программ утверждается начальником, в подчинении которого находится школа.
Учебные планы и программы должны действовать в течение срока не меньшего, чем полный срок подготовки прапорщиков по конкретной военно-учетной специальности.
продолжительность и последовательность периодов теоретического и практического обучения и итоговой аттестации;
перечень обязательных учебных дисциплин, стажировок и практик, последовательность их изучения (проведения), учебное время, отводимое на изучение каждой учебной дисциплины, его распределение по видам учебных занятий;
порядок и содержание итоговой аттестации выпускников.
25. Учебный план разрабатывается на каждую военно-учетную специальность. На военно-учетную специальность, по которой ведется подготовка прапорщиков в двух и более школах, может разрабатываться примерный учебный план.
На основе утвержденного примерного учебного плана в школе мо разрабатываться рабочий учебный план, который рассматривается учебно-методическим советом школы и утверждается начальником школы.
26. Учебная программа разрабатывается по каждой учебной дисциплине, предусмотренной учебным планом. Она определяет содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименование и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий. По учебным дисциплин, общим для нескольких школ, могут разрабатываться примерные учебные программы.
27. Тематический план изучения учебной дисциплины разрабатывается на основе учебной программы и является основным рабочим документом цикла и преподавателя. Он конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, содержит перечень учебных вопросов, организационно-методические рекомендации по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия. Тематический план разрабатывается начальником цикла и утверждается начальником школы. В тематический план оперативно вносятся все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания учебной дисциплины. Изменения утверждаются (подписываются) начальником школы.
28. Расписание учебных занятий составляется на 2 недели для каждой роты (батареи), взвода, согласовывается с начальниками циклов и командирами подразделений курсантов, утверждается начальником школы и доводится до преподавательского состава, подразделений курсантов.
Расписанием учебных занятий предусматривается общая продолжительность всех видов учебных занятий с преподавателем не более 6 академических часов в день. Продолжительность академического часа 50 минут. Тактические, тактико-специальные учения и военные игры проводятся, как правило, непрерывно. В расписании учебных занятий указываются: подразделение курсантов, учебная дисциплина, вид учебного занятия и номер темы, дата, время и место его проведения, фамилия преподавателя, проводящего учебное занятие.
29. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые занятия, тактические (тактико-специальные) занятия, контрольные работы (занятия), самостоятельная работа курсантов, консультации, стажировка и практика. В школе могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению учебно-методического совета школы.
30. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы знаний по учебной дисциплине, концентрировать внимание курсантов на наиболее сложных и узловых вопросах.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, а также с использованием электронно-вычислительной техники.
Лекции читаются начальником школы, его заместителями, начальниками циклов и старшими преподавателями.
31. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины. Подготовка курсантов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на цикле и доводится до курсантов до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится не ранее 5 - 6 дней после завершения последнего занятия по теме семинара. Продолжительность семинара составляет не менее 4 часов.
32. Лабораторные работы имеют целью практическое освоение курсантами теоретических положений изучаемой дисциплины, привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. По итогу выполнения лабораторной работы курсанты представляют отчет и защищают его. Защищенные отчеты хранятся на цикле до завершения обучения курсантов по учебной дисциплине.
33. Практические занятия проводятся в целях: выработки умений, приобретения навыков в решении задач, отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта. Главным содержанием является практическая работа каждого курсанта.
34. Групповые занятия проводятся в целях изучения вооружения и военной техники (объектов) и составляют основу обучения курсантов организации их применения, эксплуатации и ремонта. Групповые занятия проводятся в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной и полевой учебной базы.
35. Тактические (тактико-специальные) занятия направлены обучение курсантов практике организации ведения и обеспечен боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных), управления ими в бою.
36. Обязательным документом преподавателя на каждом учебном занятии является план его проведения. План проведения учебного занятия разрабатывается преподавателем и утверждается начальник цикла.
Для проведения тактических (тактико-специальных) учений разрабатываются учебные тактические или тактико-специальные задачи, школе на весь период обучения может разрабатываться система учебных задач.
Все виды учебно-методических материалов хранятся на цикле в течение всего периода обучения курсантов по учебным планам программам.
37. Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных заданий или практической проверки выполнения курсантами упражнений приемов и нормативов. Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее выполнения устанавливаются начальником цикла.
38. Самостоятельная работа курсантов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам.
Самостоятельная работа организуется командирами подразделений курсантов. Время для нее отводится распорядком дня из расчета не менее 3 - 4 часов ежедневно. Руководящий состав школы систематически осуществляет контроль за организацией самостоятельной работы курсантов, результаты контроля анализируются в школе не реже одного раза в месяц.
Самостоятельная работа может проводиться под руководством преподавателей в часы, определенные расписанием учебных занятий, и в объеме не более 5 процентов от бюджета учебного времени, отводимого на изучение учебной дисциплины. Основная цель данного вида учебных занятий состоит в обучении курсантов методам самостоятельной работы с учебным материалом.
39. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой курсантов и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, экзаменов (зачетов), могут проводиться групповые консультации.
40. Стажировка организуется в целях приобретения курсантом опыта в исполнении должностных обязанностей по воинской должности, на которую он спланирован к назначению. Стажировка проводится на соответствующих воинских должностях в войсках (силах) и организациях Вооруженных Сил.
41. Практика (учебная, производственная, ремонтная, корабельная и другие) организуется по отдельным учебным дисциплинам или группам учебных дисциплин в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения курсантов. Практика может проводиться в школе, в войсках (силах) и организациях Вооруженных Сил.
Виды практики, продолжительность стажировки и практики определяются учебным планом.
42. Стажировка (практика) организуется и проводится в соответствии с инструкциями, утверждаемыми начальниками, в подчинении которых находятся школы, или по их поручению начальниками школ. Программа проведения стажировки (практики) и индивидуальные задания для каждого курсанта разрабатываются начальником цикла. Для руководства и контроля деятельности курсантов на стажировке (практике) от школы назначаются руководители стажировки (практики) из числа преподавателей и командиров подразделений курсантов.
Ответственность за создание необходимых условий для проведения стажировки (практики) и выполнение курсантами программ стажировки (практики) и индивидуальных заданий возлагается на командиров воинских частей, руководителей организаций Вооруженных Сил, в которых проводится стажировка (практика). Возложение на курсантов обязанностей, не связанных с выполнением программ стажировки (практики), не допускается.
43. Воспитательная работа является одним из основных видов деятельности всех должностных лиц школы. Основными задачами воспитательной работы являются формирование и развитие у курсантов государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам;
дисциплинированности, исполнительности, чувства воинского долга;
профессионально важных качеств, необходимых курсантам как военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы личным составом;
трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью;
общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.
Воспитательные задачи решаются в ходе повседневной деятельности, совместной учебной работы и других видов деятельности должностных лиц постоянного состава школы и курсантов.
44. Организация воспитательной работы в школе включает:
анализ состояния воинской дисциплины курсантов на основе изучения документов, поведения и поступков обучающихся, а также проведения бесед, наблюдений, опросов и др.;
согласованную практическую работу всех должностных лиц школы на основе выбора и применения оптимальных методов, форм и средств воспитания, своевременную корректировку содержания воспитательной работы исходя из реального положения дел и с учетом дифференцированного подхода к решению воспитательных задач;
анализ и обобщение достигнутых результатов воспитательной работы, выработку предложений по ее совершенствованию, систематическое обучение должностных лиц практике воспитательной работы.
45. Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи учебной и методической работой. Ее организация и содержание должны быть адаптированы к специфике курсантских коллективов.
46. Эффективность воспитательной работы достигается поддержанием в школе образцовой воинской дисциплины и внутреннего порядка, высокой степенью организации службы войск, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни и быта курсантов, всесторонним информационным обеспечением и культурно-досуговым обслуживанием курсантов, а также сочетанием высокой требовательности к ним с уважением их личного достоинства, прав и убеждений.
47. Ведущей формой воспитания является систематическая целенаправленная индивидуальная работа, проводимая в течение всего периода обучения, на основе изучения динамики формирования профессионально важных качеств и индивидуально-личностных особенностей каждого курсанта.
48. Воспитательная работа в школе планируется, организуется и проводится под руководством ее начальника в соответствии с требованиями общевоинских уставов, правовых актов Министерства обороны, регламентирующих ее содержание, настоящего Положения, а также указаний и рекомендаций Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил.
49. Непосредственная организация и проведение воспитательной работы возлагаются на заместителя начальника школы по воспитательной работе.
Планирование воспитательной работы с курсантами осуществляется: в школе - на период обучения; в подразделениях школы - на месяц.
Выписка из планов воспитательной работы, включающая мероприятия, проводимые с курсантами в масштабе школы, составляется командиром подразделения курсантов на месяц и вывешивается в казарме (общежитии) на видном месте. Планы воспитательной работы подразделения школы хранятся в течение года.
Итоги воспитательной работы, состояния правопорядка и воинской дисциплины подводятся: в школе - ежемесячно и за период обучения, в подразделениях школы - еженедельно.
50. Результаты воспитательной работы в школе определяются на основе оценки эффективности ее влияния на формирование у курсантов качеств личности, необходимых защитнику Отечества и военному специалисту, повышение качества учебного процесса, поддержание правопорядка, воинской дисциплины и здорового морально-психологического состояния личного состава школы.
51. Методическая работа имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий, профессионального уровня руководящего, преподавательского состава и командиров подразделений курсантов.
52. Методическая работа включает:
разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий и воспитательной работы;
повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава и профессионального уровня командиров подразделений курсантов (организация и проведение учебно-методических сборов, совещаний, семинаров и методических занятий);
организацию и проведение контроля учебных занятий;
рассмотрение вопросов методики обучения и воспитания на заседаниях учебно-методического совета школы и методических совещаниях.
53. В школе создается учебно-методический совет, в состав которого входят заместители начальника школы и лучшие методисты из числа руководящего и преподавательского состава школы. Состав совета утверждается приказом начальника школы. В школах, состоящих только из учебных взводов, учебно-методический совет не создается, а проводятся методические совещания под руководством начальника школы или его заместителя.
Основными задачами учебно-методического совета (методического совещания) школы являются:
рассмотрение вопросов по повышению качества учебной и воспитательной работы;
изучение, обобщение и распространение передового опыта;
обсуждение методических разработок;
совершенствование учебно-материальной базы.
План работы учебно-методического совета школы составляется на период обучения и утверждается начальником школы.
54. Учебно-методические сборы в школе проводятся перед началом или в начале периода обучения. На учебно-методических сборах подводятся итоги работы за предшествующий период обучения, вырабатываются единые взгляды по вопросам учебной, воспитательной и методической работы; проводятся методические занятия, даются указания по реализации в образовательном процессе требований новых руководящих документов и опыта деятельности войск (сил). План проведения учебно-методического сбора утверждается начальником школы.
55. Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов учебного процесса: методики проведения тактических и тактико-специальных занятий, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин.
56. Методические (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) занятия проводятся по планам школы, цикла и роты (батареи) курсантов.
Инструкторско-методические занятия организуются по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики проведения учебных занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов. Они проводятся руководящим составом школы, начальниками циклов, наиболее опытными преподавателями и командирами подразделений курсантов.
Показные занятия проводятся лучшими преподавателями в целях показа образцовой организации и методики проведения учебных занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения. Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий, на них приглашаются преподаватели и командиры подразделений курсантов.
Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений курсантов в организации учебных занятий и методике их проведения.
Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению учебных занятий с курсантами, а также рассмотрение организации и методики проведения учебных занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения. Пробные занятия проводятся по решению начальника школы, как правило, без курсантов, только с преподавателями школы и командирами подразделений курсантов.
Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях учебно-методического совета школы или коллектива преподавателей и командиров подразделений курсантов, которые присутствовали на занятии.
57. Контроль учебных занятий проводится начальником школы, его заместителями, начальниками циклов, старшими преподавателями и командирами рот (батарей) курсантов в целях определения и оценки содержания, организации и методического уровня проведения учебного занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей и подготовленности лица, проводящего учебное занятие. Контроль должен быть как плановым, так и внезапным. Анализ проверенного учебного занятия и его оценка отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавателей циклов или командиров подразделений курсантов.
58. Контроль успеваемости и качества подготовки курсантов включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию.
59. Текущий контроль успеваемости предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы курсантов и совершенствования методики проведения учебных занятий. Он может проводиться в ходе всех видов учебных занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной тематическим планом. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учета учебных занятий и используются для оперативного управления учебным процессом.
60. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебным дисциплинам (курсам), не выносимым на итоговую аттестацию, и проводится в форме зачетов. Прием зачета проводится в часы, отведенные для изучения соответствующей дисциплины.
Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачет", "незачет". Оценка объявляется курсанту по окончании им ответа на зачете.
61. По окончании обучения проводится итоговая аттестация курсантов. Она имеет целью проверить и оценить подготовленность выпускников, решить вопрос о присвоении выпускникам квалификации по полученной военно-учетной специальности и выдаче им свидетельства об окончании школы.
Итоговая аттестация курсантов проводится в виде приема экзаменов. Количество итоговых экзаменов не должно превышать пяти.
Общая оценка определяется из средней арифметической оценки по всем дисциплинам, выносимым на экзамены.
При отсутствии неудовлетворительных оценок и среднем балле от 3 до 3,74 выставляется общая оценка "удовлетворительно", от 3,75 до 4,74 - "хорошо", от 4,75 и выше - "отлично".
На проведение итоговой аттестации курсантов выделяется время из расчета не менее 7 - 10 дней.
62. Начальники, в подчинении которых находятся школы, утверждают расписание итоговых экзаменов и назначают экзаменационные комиссии для их проведения не позднее чем за месяц до начала итоговой аттестации курсантов.
63. За организацию и проведение итоговых экзаменов, а также за правильность оценки знаний и навыков курсантов, выявленных на итоговых экзаменах, отвечают председатель и члены экзаменационной комиссии.
64. По окончании проведения итоговых экзаменов экзаменационная комиссия составляет в двух экземплярах акт, представляемый на утверждение начальнику, в подчинении которого находится школа. Второй экземпляр акта хранится в школе.
65. На каждого курсанта, окончившего школу, оформляются следующие документы:
свидетельство об окончании школы установленной формы;
оценочный лист (форма оценочного листа приведена в приложении к настоящему Положению).
Служебная характеристика составляется командиром подразделения курсантов. В ней отражаются деловые и морально-психологические качества курсанта, его профессиональная подготовленность к выполнению должностных обязанностей по соответствующей воинской должности. Характеристика подписывается командиром подразделения курсантов, утверждается начальником школы и вместе с оценочным листом вкладывается в личное дело выпускника.
Личные дела выпускников высылаются непосредственно в воинские части, в которых они должны проходить военную службу.
66. Курсанты, окончившие школы, назначаются на воинские должности, которые в соответствии со штатом подлежат замещению прапорщиками воинское звание прапорщика присваивается курсанту по окончании школы.
Выпуск курсантов школ производится в торжественной обстановке. Выпускникам вручаются свидетельства об окончании школы, личные номера, а в школах Военно-Морского Флота вручаются также и кортики.
День выпуска курсантов и порядок его проведения устанавливается начальником, в подчинении которого находится школа.
Курсанты, успешно прошедшие курс обучения и сдавшие итоговые экзамены на "отлично" по всем предметам, награждаются грамотой.
67. Командиры воинских частей, на воинские должности в которых назначены выпускники школ, по истечении шести месяцев исполнения ими обязанностей военной службы направляют начальникам школ отзывы о подготовке выпускников этих школ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875