"Разъяснения по вопросам реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1923 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (утв. ФАС России)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27.12.2019 N 1923 "О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН

(ТАРИФОВ, СБОРОВ) НА УСЛУГИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ

МОНОПОЛИЙ В ПОРТАХ И УСЛУГИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ"

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 6 Закона о естественных монополиях определены методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. При этом ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня, является только одним из методов регулирования.

В целях реализации метода ценового регулирования постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утверждены перечни услуг естественных монополий в морских портах, в речных портах, по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в транспортных терминалах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее - Перечень услуг, цены на которые регулируются государством).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1923 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" внесены изменения в Перечень услуг, цены на которые регулируются государством, которые предусматривают в том числе исключение из Перечня услуг, цены на которые регулируются государством, услуг по обеспечению лоцманской проводки судов, предоставлению причалов, обеспечению экологической безопасности в порту, погрузке и выгрузке грузов (кроме перевалки нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам), хранению грузов, услуги буксиров и обслуживанию пассажиров.

Таким образом, метод ценового регулирования не применяется в отношении деятельности субъектов, оказывающих услуги, исключенные из Перечня услуг, цены на которые регулируются государством.

Вместе с тем субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В отношении морских портов в полной мере продолжают применяться Закон о естественных монополиях, Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1285 и другие нормативные правовые акты в сфере государственного регулирования субъектов естественных монополий.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий определены в статье 4 Закона о естественных монополиях. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся в том числе услуги в транспортных терминалах, портах, а также услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В соответствии со статьей 10 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль. Основаниями для введения государственного регулирования деятельности в отношении субъекта естественной монополии и включения его в данный реестр являются заявление хозяйствующего субъекта, предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов.

Принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.

Приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э утвержден Порядок рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов.

При рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях устанавливается два основных критерия:

1) наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

2) наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях.

В этой связи в случае, если хозяйствующий субъект соответствует двум вышеперечисленным критериям, даже в случае отсутствия ценового регулирования, в отношении него сохраняется государственное регулирование, в том числе в отношении такого субъекта применяются стандарты раскрытия информации, Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1285, а также особый правовой режим, предусмотренный Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".