Этапы организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Этапы организации электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий

При организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения образовательной организации необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".

Дистанционное обучение предполагает, что учитель и обучающийся общаются в реальном времени (например, на видеоконференции). При электронном обучении учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), а потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени. Практика весны 2020 года показала, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Сегодня оба формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях.

Также в практике обучения существует синхронное и асинхронное обучение. Синхронное обучение - форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь). Асинхронное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).

Планирование обучения с применением дистанционных (электронных) технологий в школе целесообразно начать с анализа текущей ситуации. Управленческой команде школы необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Имеют ли педагоги необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?

2. Как будет осуществляться методическая поддержка педагогов?

3. Кто может оказать техническую поддержку учителям и ученикам?

4. Как будет осуществляться информирование семей учеников?

5. Все ли ученики имеют необходимые устройства дома?

6. Как скоро можно начать обучение в дистанционном (электронном) формате?

7. Как можно использовать сайт школы?

8. Как будет выглядеть учебный день?

9. Каково должно быть соотношение онлайн- и офлайн-уроков?

10. Как можно получить обратную связь от родителей?

Анализируя готовность к переходу на дистанционный (электронный) формат взаимодействия с учениками, учитель также отвечает на вопросы:

1. Есть ли у меня необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?

2. Кто может оказать техническую поддержку мне и моим ученикам?

3. Как будет осуществляться информирование семей учеников?

4. Как ученики будут получать расписание и материалы к урокам?

5. Все ли мои ученики имеют необходимые устройства дома?

6. Есть ли в моих классах чат, группа в социальных сетях и т.п.?

7. Какие электронные ресурсы я могу использовать?

8. Какие сервисы для организации онлайн-уроков я могу использовать?

9. Как будет осуществляться оценка знаний и умений учеников?

10. Как можно получить обратную связь от родителей?

Ответы на вопросы позволяют выявить существующие дефициты и поставить задачи, которые условно могут быть разделены на 3 группы:

V задачи, связанные с уровнем готовности ученика;

V задачи, связанные с уровнем готовности школы;

V задачи, связанные с уровнем готовности учителя.

Далее планируются первоочередные мероприятия, назначаются ответственные, утверждаются сроки исполнения. При определении первоочередных задач и назначении ответственных можно воспользоваться следующей матрицей:

Задачи

Управленческая команда

Классный руководитель

Учитель-предметник

Технический специалист

Готовность школы

1. Анализ технической оснащенности школы.

2. Назначение ответственных за техническое сопровождение дистанционного (электронного) обучения.

3. Разработка и принятие локальных актов.

4. Составление расписания.

5. Выбор платформы и электронных ресурсов для организации дистанционного (электронного) обучения.

6. Назначение ответственного за создание специального раздела

"Дистанционное обучение" на сайте школы и оперативное размещение документов и материалов в данном разделе.

1. Инвентаризация устройств, имеющихся в ОО.

2. Составление примерного перечня устройств, программного обеспечения и пр., необходимых для реализации дистанционного обучения.

3. Создание специального раздела на сайте школы и своевременное размещение информационных материалов на сайте.

Готовность ученика

1. Анализ готовности учеников к дистанционному (электронному) обучению.

2. Выбор модели дистанционного (электронного) обучения в зависимости от наличия специальных устройств и сети Интернет у обучающихся.

1. Анкетирование учеников класса (наличие компьютера, Интернета, специальных навыков).

2. Проведение родительского собрания с целью информирования родителей (законных представителей) обучающихся и получения письменного согласия.

3. Информирование обучающихся о:

- канале оперативного информирования (чат, электронный журнал, сайт школы и т.п.);

- расписании дистанционных (электронных) уроков;

- способах и сроках передачи материалов от учителя ученику и домашнего задания от ученика учителю.

1. Проведение консультации для обучающихся.

2. Составление памятки для ученика.

Готовность педагога

1. Анкетирование учителей (наличие компьютера, Интернета, специальных навыков).

2. Анализ готовности педагогических кадров.

3. Назначение ответственных за техническое сопровождение учителей.

4. Организация консультирования педагогов.

1. Участие в анкетировании педагогов.

2. Внесение изменений в рабочую программу в зависимости от модели дистанционного (электронного) обучения.

3. Разработка учебных материалов и выбор ресурсов в зависимости от модели дистанционного обучения.

4. Информирование классного руководителя о способах и сроках передачи материалов от учителя ученику и домашнего задания от ученика учителю.

1. Проведение консультаций для учителей.

2. Составление графика технической поддержки педагогов школы.

3. Составление памятки для учителя.

При решении первоочередных задач исполнители могут воспользоваться следующими чек-листами.