Требования к структуре и содержанию главы 15 "Анализ нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные и запроектные аварии"
Требования к структуре и содержанию главы 15 "Анализ
нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные
и запроектные аварии"
111. В главе 15 "Анализ нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные и запроектные аварии" должны быть представлены результаты анализа нарушений нормальной эксплуатации ЯЭУ, включая проектные аварии и ЗПА.
Оценка безопасности ЯЭУ судна в ООБ судна должна включать анализ реакций систем ЯЭУ и судна в целом на возможные ИС. Анализ проводится с целью определения последовательности событий (сценариев) и условий их прохождения с учетом зависимых и независимых отказов и повреждений систем и элементов или ошибок персонала, усугубляющих ситуацию.
Такой анализ должен являться неотъемлемой частью обоснования безопасности ЯЭУ судна.
В настоящей главе ООБ судна следует привести сценарии прогнозируемых событий и их последствия, а также оценить возможности вмешательства оператора в работу систем с целью контроля хода процессов. Анализ безопасности следует проводить по перечню ИС для анализа проектных аварий и перечню ЗПА.
На основе результатов анализа нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, должно быть обосновано, что для всех эксплуатационных состояний ЯЭУ и судна при возникновении нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, обеспечивается соблюдение установленных в проектах судна и ЯЭУ проектных пределов и критериев безопасности.
Должна быть приведена информация о стратегии управления ЗПА, разработанной на основе анализа и позволяющей возвратить ЯЭУ в контролируемое состояние, при котором обеспечивается выполнение основных функций безопасности и ограничены радиационные последствия аварии.
112. Глава 15 "Анализ нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные и запроектные аварии" должна содержать разделы:
15.1. "Исходные данные для анализа";
15.2. "Нарушения нормальной эксплуатации, включая проектные аварии";
15.4. "Используемые программы для ЭВМ".
113. В разделе 15.1 "Исходные данные для выполнения анализа" должны быть представлены исходные данные для выполнения анализа в объеме, необходимом для выполнения независимого анализа.
В данном разделе должны быть приведены:
основные параметры и характеристики, характеризующие исходное состояние ЯЭУ (для всех состояний ЯЭУ, рассмотренных в анализах);
геометрические и топологические исходные данные;
технологические исходные данные.
Минимальный перечень исходных данных, подлежащих приведению в ООБ судна, представлен в приложении N 7 к настоящим Требованиям.
114. В разделе 15.2 "Нарушения нормальной эксплуатации, включая проектные аварии" должен быть представлен перечень ИС для анализа проектных аварий, подход, принятый при составлении перечня, обосновано соответствие принятого подхода нормативным требованиям.
Должны быть приведены сведения, подтверждающие, что представленный в ООБ судна окончательный перечень ИС для анализа проектных аварий сформирован с учетом:
примерного перечня ИС для анализа проектных аварий, приведенного в приложении N 5 к настоящим Требованиям (исключение из рассмотрения какого-либо ИС, приведенного в указанном примерном перечне, должно быть обосновано);
анализа последствий отказов элементов ЯЭУ, отобранных для последующего подробного анализа;
опыта эксплуатации данной ЯЭУ или опыта эксплуатации ее аналогов.
Должно быть обосновано, что в окончательном перечне ИС для анализа проектных аварий учтены:
все виды событий, способных приводить к аварии, а именно: отказы оборудования, ошибки персонала, внешние воздействия природного и техногенного характера, учитываемые в проекте судна;
все возможные места нахождения ЯМ, РВ и РАО, где может возникнуть авария: РУ, хранилища ЯТ, места нахождения ЯТ при транспортировании, емкости и трубопроводы системы обращения с РАО;
все возможные эксплуатационные состояния ЯЭУ.
Необходимо представить классификацию ИС по типу их воздействия на ЯЭУ.
Должны быть приведены сведения о проектных пределах и критериях безопасности, принятых при анализе проектных аварий.
Должно быть обосновано, что для каждого ИС, входящего в окончательный перечень ИС для анализа проектных аварий, анализ безопасности выполнен на основе консервативного подхода.
Должно быть обосновано, что за счет выбора значений параметров и характеристик ЯЭУ и (или) других методов обеспечивается получение консервативных результатов относительно соблюдения проектных пределов и критериев безопасности.
Для каждого анализируемого ИС должны быть приведены следующие сведения:
определение ИС (причина возникновения, степень нарушения, в случае если речь идет об отклонении параметров; размер и положение течи, в случае если речь идет о разрыве; величина расхода, в случае если речь идет о несанкционированном включении в работу насоса, и иные характеристики и (или) признаки в зависимости от характера ИС);
исходное состояние ЯЭУ (определяющие начальные параметры, состояние систем и элементов ЯЭУ);
допущения, принятые при выполнении анализа;
проектные пределы и критерии безопасности, принятые для оценки результатов анализа.
Результаты анализа должны содержать следующую информацию:
последовательность срабатывания механизмов и систем, выдачу сигналов, срабатывание уставок предупредительных и предельных (расчетных) значений параметров, необходимые действия персонала;
границы начала и окончания действий СБ;
влияние действующих систем нормальной эксплуатации на протекание процесса;
оценку необходимой должностным лицам информации о развитии ситуации, включая показания приборов.
Необходимо приводить функции СБ, которые используются при оценке безопасности.
Перечень дополнительных сведений, которые должны быть представлены по результатам анализа проектных аварий, приведен в приложении N 6 к настоящим Требованиям.
Следует делать количественные оценки тяжести последствий ИС. На основе таких оценок для рассматриваемого типа (группы) ИС необходимо выделять такие последовательности (цепочки) событий и отказов, которые могут иметь наиболее тяжелые последствия (наибольший рост давления в первом контуре, наименьший запас до кризиса теплообмена, наибольшую дозу облучения).
Предварительная экспертиза возможных аварийных последовательностей является обязательным элементом анализа, на базе которого по признаку наибольшей тяжести последствий формируется перечень проектных аварий, подлежащих дальнейшему количественному анализу.
115. В разделе 15.2 "Запроектные аварии" должен быть представлен перечень ЗПА (включая тяжелые аварии), сформированный с учетом приложения N 5 к настоящим Требованиям.
Должны быть приведены сведения о принятом подходе при формировании перечня ЗПА. Должно быть обосновано, что принятый перечень ЗПА включает представительные сценарии для определения мер по управлению такими авариями и что представительность сценариев обеспечивается посредством учета уровней тяжести состояния судна и ЯЭУ и возможных состояний работоспособности или неработоспособности СБ и специальных технических средств для управления ЗПА.
Должны быть приведены сведения о том, что представленный в ООБ судна окончательный перечень ЗПА сформирован с учетом:
примерного перечня ЗПА, приведенного в приложении N 5 к настоящим Требованиям;
анализа последствий отказов элементов ЯЭУ, отобранных для последующего подробного анализа;
опыта эксплуатации данной ЯЭУ и опыта эксплуатации ее аналогов;
Должно быть обосновано, что в окончательном перечне ЗПА учтены:
все виды событий, способных привести к аварии, а именно: отказы оборудования, ошибки персонала, внешние воздействия природного и техногенного характера;
все возможные места нахождения ЯМ, РВ и РАО, где может возникнуть авария: РУ, хранилища ЯТ, места нахождения ЯТ при транспортировании, емкости и трубопроводы системы обращения с РАО;
все возможные эксплуатационные состояния ЯЭУ;
представительные сценарии тяжелых аварий.
В ООБ судна должны быть представлены результаты реалистического (неконсервативного) анализа ЗПА, включенных в окончательный перечень ЗПА, содержащие оценки вероятностей путей протекания и радиационных последствий ЗПА.
Анализ ЗПА, приведенный в ООБ судна, является основой для составления планов мероприятий по защите персонала и населения в случае аварий, а также для разработки руководства по управлению ЗПА.
Объем требований к представлению результатов анализа ЗПА, не являющихся тяжелыми авариями, аналогичен требованиям, предъявляемым к анализу проектных аварий, приведенным в пункте 15.1 настоящего приложения.
Перечень дополнительных сведений, которые должны быть представлены по результатам анализа тяжелых аварий, приведен в приложении N 6 к настоящим Требованиям.
Результаты анализа ЗПА, представленные в ООБ судна, должны демонстрировать эффективность предусмотренных проектами РУ, ЯЭУ и судна мер управления ЗПА.
Должны быть приведены сведения о специальных технических средствах для управления ЗПА, а также иных имеющихся на судне технических средствах, использование которых для управления ЗПА учтено при выполнении анализа аварий. Должны быть установлены приоритеты для использования различных систем и оборудования при управлении авариями и оценено время, необходимое для включения в работу указанных технических средств.
Должны быть сформулированы требования к действиям по управлению ЗПА для каждого уровня тяжести состояния судна (ЯЭУ).
Должен быть определен объем информации о состоянии ЯЭУ и судна, необходимой для контроля состояния ЯЭУ и управления ЗПА, указаны технические средства и способы, позволяющие получать эту информацию в условиях ЗПА. При невозможности прямых измерений необходимых параметров должна быть учтена возможность выполнения косвенной оценки требуемых параметров и описаны методы выполнения такой оценки.
На основании результатов анализа ЗПА должно быть обосновано, что представленные в ООБ судна меры по управлению ЗПА обеспечивают достижение целей управления ЗПА: возвращение ЯЭУ в безопасное контролируемое состояние, смягчение радиационных последствий аварии ЯЭУ.
116. В разделе 15.3 "Используемые программы для ЭВМ" должен быть представлен перечень использованных программ для ЭВМ с указанием сведений об их экспертизе. Необходимо указывать номер аттестационного паспорта программы для ЭВМ, дату выдачи и срок, на который был выдан аттестационный паспорт.
Для всех программ для ЭВМ, использованных для выполнения анализов безопасности, должны быть приведены:
подтверждение того, что программа для ЭВМ используется в той области применения, которая указана в аттестационном паспорте программы для ЭВМ;
краткое описание методик расчета, принятых в программе для ЭВМ (должна быть сделана ссылка на источники, где приводится более полное описание программы для ЭВМ);
оценки погрешностей, получаемых по программе для ЭВМ результатов расчетов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875