КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Подписан Указ о проведении в 2026 году Года единства народов России

Указ Президента РФ от 25.12.2025 N 962
"О проведении в Российской Федерации Года единства народов России"

Данное решение принято в целях укрепления национального единства, мира и согласия между народами Российской Федерации.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Конституционным Судом предложен временный порядок действий в случае, когда в поступивших в территориальную избирательную комиссию списках наблюдателей одно и то же лицо назначено управомоченными субъектами (избирательным объединением, зарегистрированным кандидатом и др.) в разные участковые избирательные комиссии

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.12.2025 N 50-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 9.1 статьи 26 и пункта 4 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Боброва Евгения Анатольевича"

Не соответствующим Конституции РФ признан пункт 4 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в той мере, в какой на его основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о допуске территориальной избирательной комиссией наблюдателя в участковую избирательную комиссию в случае, когда в представленных в территориальную избирательную комиссию управомоченными субъектами списках наблюдателей одно и то же лицо назначено наблюдателем в разные участковые избирательные комиссии, поскольку в нем содержится правовой пробел, способный привести к его неоднозначному истолкованию и противоречивому применению при проведении выборов.

Федеральному законодателю надлежит принять меры к устранению выявленного пробела и вызываемой им неопределенности правового регулирования.

Впредь до внесения в законодательство необходимых изменений Конституционный Суд устанавливает следующий порядок допуска наблюдателей в участковые избирательные комиссии:

гражданин, желающий осуществлять наблюдение за голосованием и определением его итогов, письменно подтверждает свое согласие быть назначенным наблюдателем в конкретную участковую избирательную комиссию, которое должно храниться у субъекта, управомоченного назначить наблюдателя;

в случае выявления в представленных одним и тем же управомоченным субъектом списках наблюдателей фактов назначения одного и того же лица наблюдателем в разные участковые избирательные комиссии территориальная избирательная комиссия обязана предложить соответствующему управомоченному субъекту внести необходимые уточнения, а после их внесения направить информацию о наблюдателе в конкретную участковую избирательную комиссию;

в случае выявления в представленных различными субъектами, управомоченными назначить наблюдателей, списках назначения одного и того же лица наблюдателем в разные участковые избирательные комиссии территориальная избирательная комиссия обязана выяснить у соответствующих субъектов наличие письменного согласия наблюдателя, в соответствии с которым направить информацию о нем в конкретную участковую избирательную комиссию;

если более одного управомоченного субъекта подтвердят наличие письменного согласия одного и того же лица быть наблюдателем в разных участковых избирательных комиссиях, территориальная избирательная комиссия отказывает такому лицу в осуществлении наблюдения, что в случае необходимости не исключает последующего привлечения лиц, виновных в воспрепятствовании осуществлению конкретным гражданином полномочий наблюдателя, к предусмотренной законом ответственности.

Утверждено новое стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли РФ до 2030 года

Распоряжение Правительства РФ от 19.12.2025 N 3887-р
<Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года>

В обновленном документе к задачам стратегического направления отнесены, в том числе: создание единой системы идентификации беспилотных авиационных систем и высокоавтоматизированных транспортных средств в рамках реализации концепции "цифрового бесшовного неба";

обеспечение технологической независимости на значимых объектах критической информационной инфраструктуры транспортной отрасли.

Закреплено, в частности, что по итогу создания и внедрения проектов стратегического направления к 2030 году в интересах пассажиров будут обеспечены:

возможность прохода на объекты транспортной инфраструктуры с использованием биометрии во всех метрополитенах;

расширение способов и географии применения бесконтактной оплаты проезда на общественном транспорте;

расширение перечня категорий граждан, для которых возможно оформление льготного (субсидированного) билета с применением информационной системы "Портал субсидированных перевозок" и АИС управления льготными и субсидированными перевозками;

минимизация человеческого фактора на дорогах.

Признано утратившим силу распоряжение Правительства от 3 ноября 2023 г. N 3097-р, которым ранее было утверждено аналогичное стратегическое направление.

Внесены изменения в перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017)

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.12.2025 N 131
"О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 г. N 200"

Включены новые пункты, в отношении некоторых пунктов установлен срок их применения до 01.07.2026, ряд пунктов исключен.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства об архивном деле на 2026 год

"Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства об архивном деле на 2026 год"
(приложение N 1 к приказу Росархива от 19.12.2025 N 187)

Определены, в частности, цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда, перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения, показатели результативности и эффективности программы.

Утверждены методические рекомендации по описанию области аккредитации органа по сертификации продукции, выполняющего работы по добровольному подтверждению соответствия в области сертификации производства органической продукции

Приказ Росаккредитации от 22.12.2025 N 222
"Об утверждении методических рекомендаций по описанию области аккредитации органа по сертификации продукции, выполняющего работы по добровольному подтверждению соответствия в области сертификации производства органической продукции"

Документ определяет подходы к описанию (заполнению разделов) области аккредитации заявителей и аккредитованных лиц, осуществляющих деятельность в качестве органов по сертификации органического производства, в рамках прохождения процедур аккредитации, расширения области аккредитации, сокращения области аккредитации, подтверждения компетентности аккредитованного лица, актуализации области аккредитации с учетом требований законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Рассмотрен вопрос о методиках измерений, сведения о которых переданы в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений

<Письмо> Росстандарта от 24.11.2025 N 3824-ОГ/05
<О методиках измерений, сведения о которых переданы в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений>

Разъясняется, что измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, сведения о которых переданы в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Другие ограничения по применению методик измерений не установлены.

Процедура исключения методик измерений из Фонда законодательством не предусмотрена.

При этом разработчик вправе разрабатывать, аттестовать и внедрять новые методики измерений взамен ранее аттестованных.

Разработка, аттестация и внесение в Фонд сведений о новой методике измерений не отменяет возможность применения заменяемой методики.

При этом заменяемая методика измерений по показателям точности измерений и другим требованиям может не соответствовать действующим нормам в той или иной возможной области применения данной методики измерений. В таких случаях необходимо применять аттестованные методики измерений, обеспечивающие показатели точности измерений, требуемые действующими нормами.