КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Продлен ряд временных норм, направленных на интеграцию воссоединенных субъектов в экономическую, финансовую и правовую систему РФ

Федеральный конституционный закон от 15.12.2025 N 4-ФКЗ
"О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"

Продлены в том числе особенности регулирования отношений в сфере замещения государственных и муниципальных должностей, применения уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, трудового законодательства, законодательства о занятости населения, осуществления отдельных видов деятельности без лицензий, лесных отношений.

Определены особенности возникновения права государственной или муниципальной собственности на отдельные объекты имущества и распоряжения такими объектами на территориях новых регионов.

Уточнен порядок применения административного наказания в виде обязательных работ

Федеральный закон от 15.12.2025 N 451-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 3.13 и 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Закреплено, что обязательные работы не применяются к женщинам, имеющим детей-инвалидов либо являющимся усыновителями, опекунами или попечителями указанных детей, мужчинам, являющимся одинокими родителями и имеющим детей в возрасте до трех лет и (или) детей-инвалидов либо являющимся единственными усыновителями, опекунами или попечителями указанных детей.

Указанные лица вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ. С данным ходатайством в отношении перечисленных лиц также вправе обратиться в суд судебный пристав-исполнитель.

Закреплено право судебного пристава-исполнителя на обращение в суд с ходатайством об освобождении отдельных категорий должников от отбывания обязательных работ

Федеральный закон от 15.12.2025 N 452-ФЗ
"О внесении изменения в статью 109.2 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

Подписанным законом установлено, что судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении должника от дальнейшего отбывания обязательных работ:

в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет и (или) детей-инвалидов либо являющихся усыновителями, опекунами или попечителями таких детей;

в отношении мужчин, являющихся одинокими родителями и имеющих детей в возрасте до трех лет и (или) детей-инвалидов либо являющихся единственными усыновителями, опекунами или попечителями таких детей;

в случаях признания должника инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ.

Подписан закон, определяющий правовое положение Российского Красного Креста

Федеральный закон от 15.12.2025 N 457-ФЗ
"Об Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест"

Установлено, что Российский Красный Крест является единственным действующим на территории Российской Федерации национальным обществом Красного Креста, частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, членом Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Российский Красный Крест является общероссийской общественной организацией, зарегистрированной в качестве юридического лица и осуществляющей свою деятельность на всей территории России.

Закреплено, что членом Российского Красного Креста может быть любой гражданин РФ либо иностранный гражданин или лицо без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, участвующие в деятельности Российского Красного Креста, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Законом определены цели и задачи деятельности Российского Красного Креста, структура Российского Красного Креста, а также организационные и имущественные основы его деятельности. Так, целями деятельности Российского Красного Креста являются оказание благотворительной, гуманитарной, медицинской, социальной, медико-социальной и иной помощи, повышение качества и продолжительности жизни населения и распространение необходимых для этого знаний.

Кроме этого, предусмотрены формы поддержки Российского Красного Креста государственными органами и органами местного самоуправления.

Установлено, что уплата взноса за членство Российского Красного Креста в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца будет осуществляться Российской Федерацией за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2026 года, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок вступления в силу.

Увеличены размеры административных штрафов, налагаемых на граждан за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь их загрязнение или другие вредные явления, а также нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение или истощение

Федеральный закон от 15.12.2025 N 473-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Кроме того, до 31 декабря 2026 года продлено право составления уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ административных протоколов за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

Также до 31 декабря 2026 года включительно продлены особенности привлечения к административной ответственности за завышение цен (тарифов) на товары и (или) предельных уровней таких цен (тарифов) на территориях новых субъектов РФ.

Установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности работника ведомственной охраны или должностного лица военизированного и сторожевого подразделения

Федеральный закон от 15.12.2025 N 489-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Правонарушение повлечет наложение штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

В КоАП предлагается внести поправки, значительно увеличивающие штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники (ККТ)

Проект Федерального закона N 1096244-8
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

За неприменение ККТ, в установленных законодательством случаях, минимальный размер штрафа предлагается увеличить с 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и с 30 до 150 тысяч для юрлиц.

За повторное совершение указанного административного правонарушения, в случае если сумма расчетов составила менее 1 миллиона рублей, предлагается налагать штраф на должностных лиц в размере не менее 60 тысяч рублей, на юрлиц - не менее 300 тысяч рублей.

За повторное правонарушение лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за неприменение ККТ более двух раз, в случае если сумма расчетов составила менее 1 миллиона рублей, минимальный штраф может составить 150 тысяч рублей для должностных лиц и 750 тысяч рублей для юрлиц.

Кроме того, дополнен состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.5 КоАП РФ, за счет включения в него нарушения сроков и условий снятия ККТ с регистрационного учета.

При этом законопроект не предусматривает ответственности за правонарушения, предусмотренные указанной нормой для должностных лиц, а штраф, налагаемый на юрлиц, увеличен до 50 тысяч рублей (сейчас - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей).

Уточнены положения, касающиеся условий освобождения от административной ответственности лица, добровольно заявившего в налоговый орган о неприменении им ККТ (применении ККТ с нарушением установленных требований).

Установлено, что индивидуальные предприниматели по нарушениям, предусмотренным частями 2 - 2.2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ, несут ответственность как юридические лица.

Также, в частности, законопроектом вводится положение, согласно которому дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 - 2.2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ, могут быть возбуждены налоговым органом без взаимодействия с контролируемым лицом, если имеются достаточные данные, указывающие на наличие правонарушения, которые получены в ходе контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.

Установлен перечень целевых показателей обеспечения технологического лидерства РФ, среднесрочного и долгосрочного развития технологий в отраслях экономики

Постановление Правительства РФ от 05.12.2025 N 1990
"О целевых показателях в области технологической политики в Российской Федерации"

В частности, целевыми показателями обеспечения технологического лидерства РФ являются: уровень технологической независимости РФ; уровень технологического превосходства РФ по приоритетной высокотехнологичной продукции над зарубежными аналогами.

Также утверждены Правила измерения и осуществления мониторинга целевых показателей обеспечения технологического лидерства Российской Федерации, среднесрочного и долгосрочного развития технологий в отраслях экономики и мониторинга эффективности технологической политики в Российской Федерации.

Внесены поправки в Положение о планировании технологической политики в Российской Федерации и постановление Правительства РФ от 31.07.2025 N 1141 "Об отдельных вопросах развития сквозных технологий".

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2026 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Предлагается расширить перечень отдельных видов медицинских изделий, подлежащих обязательной маркировке

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2023 г. N 894"

Проектом в перечень таких изделий включаются презервативы, шприцы, инфузионные системы, салфетки, пробирки, аппаратуры для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура, инкубаторы для новорожденных, имплантаты для пластической хирургии и косметологии в виде филлеров и косметических нитей, медицинские маски.

Также, в числе прочего, уточняются порядок выполнения участниками оборота требований законодательства о направлении уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, порядок передачи участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, в информационную систему мониторинга сведений о конкретном адресе места осуществления деятельности производителей товаров.