Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 16 июля 2012 г. N 722

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2020 N 1693,

от 14.09.2021 N 1559, от 03.02.2023 N 159)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов.

2. Соискатель лицензии, лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо направляют в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий, периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям и прилагаемые к указанным заявлениям документы в форме электронных документов (пакета электронных документов). Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено, что указанные заявления и прилагаемые к ним документы соискатель лицензии, лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо вправе представить в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, непосредственно на бумажном носителе или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1559)

(см. текст в предыдущей редакции)

2(1). Лицензиат может направить в лицензирующий орган заявление о продлении срока действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами, и прилагаемые к указанному заявлению документы в форме электронных документов (пакета электронных документов).

(п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2021 N 1559)

2(2). Заявление о предоставлении сведений о конкретной лицензии также может быть подано в лицензирующий орган в форме электронного документа.

(п. 2(2) введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2021 N 1559)

3. Лицензирующий орган в случае получения от соискателей лицензии, лицензиатов, их правопреемников или иных предусмотренных федеральным законом лиц (далее - заявители) указанных в пунктах 2 - 2(2) настоящих Правил документов (далее - документы заявителя о лицензировании) в форме электронных документов по результатам их рассмотрения и принятия соответствующего решения направляет заявителю в установленных законодательством Российской Федерации случаях:

копию описи с отметкой о дате приема заявления о предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий, периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям и прилагаемых к ним документов;

уведомление о необходимости устранения в 30-дневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют при подаче заявления о предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий, периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям;

уведомление о предоставлении лицензии, продлении срока действия лицензии, внесении изменений в реестр лицензий;

уведомление об отказе в предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий, продлении срока действия лицензии;

информацию о принятом лицензирующим органом решении по результатам периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям;

сведения о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата, в форме электронных документов, в том числе с использованием личного кабинета заявителя в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1559)

(см. текст в предыдущей редакции)

3(1). В случае представления соискателем лицензии, лицензиатом, его правопреемником или иным предусмотренным федеральным законом лицом заявления о предоставлении лицензии, внесении изменений в реестр лицензий, о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям и прилагаемых к ним документов в форме электронных документов (пакета электронных документов) с использованием единого портала лицензирующим органом вместо копии описи с отметкой о дате приема указанных заявлений и документов соискателю лицензии, лицензиату, его правопреемнику или иному предусмотренному федеральным законом лицу с использованием его личного кабинета на едином портале направляется уведомление, подтверждающее дату приема соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов.

(п. 3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2021 N 1559)

4. Лицензирующие органы осуществляют посредством межведомственных запросов, направляемых в иные государственные органы, подведомственные государственным органам организации, участвующие в предоставлении государственных услуг, другие лицензирующие органы (далее - участники межведомственного взаимодействия), обмен документами по вопросам лицензирования в форме электронных документов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2023 N 159)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заявители, лицензирующие органы и участники межведомственного взаимодействия (далее - участники информационного обмена документами) осуществляют обмен документами по вопросам лицензирования в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, единого портала, иных федеральных государственных информационных систем, региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также информационных систем участников межведомственного взаимодействия.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1559)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При обмене документами по вопросам лицензирования в форме электронных документов участники информационного обмена документами используют электронную подпись в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

7. В целях идентификации и аутентификации заявителей при обмене документами по вопросам лицензирования используется федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Для случаев обмена информацией по вопросам лицензирования, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и (или) переданных полномочий Российской Федерации, по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заявителю дополнительно может быть обеспечена возможность прохождения идентификации и аутентификации с использованием государственной информационной системы субъекта Российской Федерации, обеспечивающей идентификацию и аутентификацию граждан и организаций при предоставлении государственных услуг, в установленном им порядке.

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2020 N 1693)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Форматы сведений, содержащихся в документах заявителя о лицензировании, используемых при осуществлении информационного обмена, утверждаются лицензирующим органом и размещаются на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), а также на едином портале (за исключением случаев, если лицензирующим органом являются органы федеральной службы безопасности).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2023 N 159)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Утратил силу с 1 января 2021 года. - Постановление Правительства РФ от 15.10.2020 N 1693.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При направлении заявителем документов о лицензировании в форме электронных документов используются простая электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.

11. Использование простой электронной подписи допускается в случае обращения в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении сведений из реестра лицензий и иных сведений о лицензировании, а также в случаях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг". В остальных случаях заявитель использует усиленную квалифицированную электронную подпись.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2020 N 1693)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Использование заявителем простой электронной подписи и усиленной квалифицированной электронной подписи осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

13. Лицензирующий орган и оператор единого портала не вправе устанавливать требования к применению средств электронной подписи определенной версии, конкретного производителя или поставщика, а также требовать применение квалифицированного сертификата электронной подписи, выданного определенным аккредитованным удостоверяющим центром.

14. Документы по вопросам лицензирования в форме электронных документов направляются лицензирующим органом заявителю с использованием личного кабинета заявителя в едином портале или по адресу электронной почты, указанному заявителем, либо иным способом, обеспечивающим подтверждение доставки указанных документов и их получение заявителем.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1559)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Основанием для начала предоставления государственных услуг по вопросам лицензирования является направление заявителем в лицензирующий орган заявлений, указанных в пунктах 2 - 2(2) настоящих Правил, с использованием официального сайта лицензирующего органа в сети "Интернет" или личного кабинета заявителя на едином портале и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1559)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. При оформлении документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов лицензирующий орган использует усиленную квалифицированную электронную подпись.

Владельцами ключей усиленной квалифицированной электронной подписи являются лицензирующий орган, а также лица, которые в установленном порядке наделены полномочиями по подписанию документов по вопросам лицензирования от имени назначившего их лицензирующего органа.

17. В случае если документы по вопросам лицензирования, необходимые лицензирующему органу, находятся в распоряжении участников межведомственного взаимодействия, то они должны быть запрошены в электронной форме посредством межведомственного запроса в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".

Заявитель вправе представить указанные документы в лицензирующий орган по собственной инициативе в порядке, установленном пунктами 9 - 12 настоящих Правил.

18. При обмене документами по вопросам лицензирования в форме электронных документов в случаях, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, лицензирующие органы и участники межведомственного взаимодействия применяют усиленную квалифицированную электронную подпись.

19. Средства электронной подписи, используемые для формирования электронной подписи в процессе межведомственного взаимодействия, должны соответствовать требованиям к обеспечению совместимости средств электронной подписи при организации электронного взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления между собой, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 111 "Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи".

20. В информационных системах участников межведомственного взаимодействия обработке подлежат документы по вопросам лицензирования в форме электронных документов, которые подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, признанной действительной.

21. Выбор средств аккредитованного удостоверяющего центра из состава средств, имеющихся в этом удостоверяющем центре, и средств электронной подписи при межведомственном взаимодействии осуществляется лицензирующими органами и участниками межведомственного взаимодействия в соответствии с установленными требованиями к средствам электронной подписи и средствам удостоверяющего центра, а также требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия с учетом модели угроз безопасности информации в указанной системе.