4.2. Задачи комитета по аудиту

Перечень рекомендуемых мероприятий в целях реализации задач комитета по аудиту приведен в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям.

В области бухгалтерской (финансовой) отчетности комитету по аудиту рекомендуется:

(1) Рассматривать и осуществлять анализ существенных аспектов учетной политики Общества, существенных изменений в учетной политике Общества, а также возможного влияния на финансовое положение Общества изменений в области учета и (или) отчетности и иных изменений в законодательстве (при наличии таковых), в том числе на основе аналитических обзоров, подготовленных исполнительными органами, заключений (замечаний) аудитора Общества;

(2) Осуществлять контроль полноты, точности и достоверности всех видов бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества, включая промежуточную и годовую отчетность, а также осуществлять контроль надежности и эффективности организации процедур (или изменений в процедурах) подготовки отчетности в Обществе, в том числе оценку степени интегрированности (взаимосвязанности) процедур подготовки отчетности и бизнес-процессов Общества.

Контроль полноты, точности и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности может осуществляться комитетом по аудиту на основе информации, подготовленной исполнительными органами Общества, а также с учетом материалов и заключений (замечаний), подготовленных аудитором Общества.

В ходе осуществления контроля полноты, точности и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности комитету по аудиту рекомендуется рассматривать и анализировать в том числе, но не ограничиваясь:

- показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемые на основе оценочных суждений;

- методы учета существенных или нехарактерных (нестандартных) операций и сделок, в том числе в случаях, когда стандарты бухгалтерского учета предусматривают возможность применения различных подходов для отражения таких операций и сделок в учете и (или) отчетности;

- информацию, раскрываемую в отчетах об итогах деятельности Общества относительно организации и осуществления управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита.

В случаях, когда комитет по аудиту приходит к заключению о том, что сведения, отраженные в бухгалтерской (финансовой) отчетности, являются неполными, неточными и недостоверными, комитету по аудиту рекомендуется проинформировать об этих фактах совет директоров.

(3) Проводить оценку влияния на финансовое положение Общества операций и сделок, активов и обязательств, отраженных на счетах внебалансового учета (если применимо).

(4) Осуществлять предварительное рассмотрение материалов в целях подготовки заключения (позиции) по вопросам об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, вынесенных на одобрение совета директоров.

В области управления рисками и внутреннего контроля комитету по аудиту рекомендуется:

(5) Осуществлять предварительное рассмотрение до утверждения советом директоров проекта политики в области управления рисками и внутреннего контроля Общества и вносимых последующих изменений;

(6) Рассматривать и формировать заключение в отношении риск-аппетита и его показателей до их представления на утверждение совету директоров;

(7) Инициировать (по мере необходимости, при изменении процедур и (или) применимых регуляторных требований) проведение оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля;

(8) Содействовать поддержанию эффективного взаимодействия и открытого диалога между подразделениями, ответственными за организацию управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в Обществе, в том числе в рамках проведения оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля;

(9) Рассматривать и формировать для последующего предоставления совету директоров заключение в отношении результатов оценки эффективности управления рисками и внутреннего контроля, предложения (рекомендации) по совершенствованию организации управления рисками и внутреннего контроля на основании отчетов внутреннего аудитора, аудитора Общества.

В случае, когда в Обществе организованы и функционируют комитет по рискам и (или) иные комитеты совета директоров, которым делегированы полномочия в области управления рисками и внутреннего контроля в Обществе, комитету по аудиту рекомендуется осуществлять взаимодействие с указанными комитетами и (или) реализовывать возложенные на него функции в области управления рисками и внутреннего контроля в соответствии с утвержденным советом директоров разделением полномочий, исключающим их дублирование, между указанными комитетами и комитетом по аудиту.

В области проведения внутреннего аудита комитету по аудиту рекомендуется:

(10) До вынесения на рассмотрение совета директоров предварительно рассматривать проект политики внутреннего аудита Общества, а также последующие изменения в такую политику;

(11) На периодической основе (ежегодно и (или) чаще по мере необходимости) осуществлять оценку политики внутреннего аудита в Обществе, в том числе на предмет соответствия организации внутреннего аудита текущим потребностям Общества;

(12) Предварительно рассматривать предложения о назначении (освобождении от должности) руководителя внутреннего аудита, размере вознаграждения руководителя внутреннего аудита Общества, ключевых показателях эффективности руководителя внутреннего аудита;

(13) Предварительно рассматривать ежегодный план деятельности внутреннего аудита и бюджет подразделения внутреннего аудита;

(14) Оценивать условия осуществления в Обществе внутреннего аудита: наличие всех необходимых ресурсов, доступа к необходимой информации в Обществе, убеждаться в отсутствии ограничений или препятствий для выполнения функций внутреннего аудита в Обществе в соответствии с профессиональными стандартами аудиторской деятельности;

(15) Проводить оценку независимости и объективности внутреннего аудита;

(16) Обеспечивать возможность обращения руководителя внутреннего аудита Общества непосредственно к председателю и членам комитета по аудиту и председателю совета директоров;

(17) На ежегодной основе рассматривать результаты внутренней оценки функции внутреннего аудита, проводимой подразделением внутреннего аудита в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита.

В ходе проведения ежегодной оценки внутреннего аудита комитету по аудиту рекомендуется проводить встречи с руководителем внутреннего аудита без присутствия представителей исполнительных органов управления Общества для обсуждения вопросов деятельности внутреннего аудита, рассматривать и оценивать ежегодный план деятельности внутреннего аудита, отчет о деятельности внутреннего аудита, а также оценивать роль и эффективность деятельности внутреннего аудита в области управления рисками и внутреннего контроля Общества.

(18) Рассматривать результаты внешней оценки внутреннего аудита Общества и представлять их совету директоров.

В области проведения внешнего аудита <63> комитету по аудиту рекомендуется:

--------------------------------

<63> Под термином "внешний аудит" ("аудит") в целях настоящих рекомендаций понимается аудит либо иная, проводимая аудиторской организацией в силу требований законодательства Российской Федерации проверка, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

(19) Разрабатывать и контролировать исполнение политики Общества, определяющей принципы оказания Обществу аудитором услуг аудиторского и неаудиторского характера, в том числе их совмещения;

(20) При согласовании подходов Общества к выбору аудитора (аудиторов) <64> Общества, определяющих принципы оказания аудитором услуг аудиторского и неаудиторского характера, в том числе их совмещения, и при контроле за их исполнением комитету по аудиту рекомендуется удостовериться в том, что:

--------------------------------

<64> Под термином "внешний аудитор" ("аудитор") в целях настоящих рекомендаций понимается аудиторская организация, проводящая аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества, аудиторские организации, проводящие аудит компонентов консолидированной финансовой отчетности Общества, участники аудиторских групп, аудиторские организации, входящие в одну сеть (группу) с аудитором Общества.

- установленные и применяемые Обществом критерии выбора аудитора и сам выбор аудитора ориентированы на качество аудита, основаны на оценке профессиональных навыков аудиторов, областей их экспертизы, технических компетенций, знания отрасли и достаточности ресурсов;

- выбор аудитора проводится с обеспечением независимости конкурсных процедур от органов управления и должностных лиц Общества, ответственных за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (в частности, с участием независимых директоров);

- аудитор является независимым в соответствии с действующим законодательством в области аудиторской деятельности;

(21) Формировать для совета директоров предложения по назначению, переизбранию и отстранению аудиторов Общества, по оплате их услуг и условиям их привлечения;

(22) При оценке потенциальных и действующих аудиторов Общества членам комитета по аудиту рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценивать независимость, объективность и отсутствие конфликта интересов аудиторов Общества.

Независимость аудитора (как фактическая, так и воспринимаемая третьими лицами) <65>, в том числе от руководителей и иных должностных лиц Общества, от организаций, входящих в группу, в которую входят Общество и подконтрольные ему юридические лица, так же, как объективность аудитора, важны для обеспечения доверия пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности к аудиторскому заключению и лежат в основе качества аудита.

--------------------------------

<65> Согласно Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренным Советом по аудиторской деятельности 19 декабря 2019 г., независимость аудитора подразумевает:

а) независимость мышления, то есть такой образ мышления, который позволяет аудитору выразить мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать профессиональное суждение аудитора, и действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм;

б) независимость поведения, то есть такое поведение, которое позволяет избежать фактов и обстоятельств, настолько значимых, что разумная и хорошо информированная третья сторона, взвесив все факты и обстоятельства, может обоснованно посчитать, что честность, объективность или профессиональный скептицизм аудитора были скомпрометированы.

Комитету по аудиту рекомендуется проводить оценку независимости, объективности аудитора и отсутствия у него конфликта интересов <66> как при формировании рекомендации о выборе аудитора, так и далее на постоянной основе в соответствии с внутренним документом Общества, утвержденным советом директоров, содержащим методологию и процедуры такой оценки.

--------------------------------

<66> Конфликт интересов - ситуация, при которой заинтересованность внешнего аудитора может повлиять на его мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества. Случаи возникновения у внешнего аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов установлены Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 21 мая 2019 года.

При оценке независимости аудитора рекомендуется рассматривать вопросы отсутствия имущественной, родственной или иной зависимости аудитора от Общества, его акционеров, руководителей и иных должностных лиц Общества, а также других лиц в случаях, предусмотренных Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренными Советом по аудиторской деятельности <67>.

--------------------------------

<67> Статья 16 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

(23) Следить за тем, чтобы аудитор предоставлял доказательства применения им профессионального скептицизма, особенно при рассмотрении таких областей суждений, как бухгалтерские оценки и учетная политика;

(24) Обеспечивать эффективное взаимодействие с аудиторами Общества.

Открытое, своевременное и содержательное взаимодействие (коммуникация) между аудитором и комитетом по аудиту способствует выполнению обязанностей как аудитором, так и комитетом по аудиту. Двустороннее взаимодействие дает возможность аудитору получить информацию, имеющую отношение к аудиту, а комитету по аудиту и совету директоров - контролировать процесс подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, включая обеспечение полноты, точности и достоверности такой отчетности. Комитету по аудиту рекомендуется наладить прямое взаимодействие с аудитором Общества, в том числе в целях обсуждения сложных вопросов и рисков, связанных с подготовкой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также формирования понимания того, как выявленные проблемы и риски рассматриваются исполнительными органами и должностными лицами Общества, как они учитываются в ходе аудита.

(25) В рамках организации взаимодействия с аудитором рекомендуется:

- обеспечить протоколирование встреч и переговоров с аудитором;

- организовать возможность беспрепятственного обращения аудитора к комитету по аудиту и (или) его председателю;

- приглашать аудитора на регулярной основе для участия в заседаниях комитета по аудиту, особенно в тех случаях, когда обсуждаются существенные вопросы, связанные с подготовкой бухгалтерской (финансовой) отчетности. При необходимости на заседания комитета по аудиту могут быть приглашены члены аудиторской группы и привлекаемые аудитором эксперты, имеющие специальные (экспертные) знания в отдельных областях;

- проводить регулярные встречи с аудитором без присутствия лиц, отвечающих за подготовку бухгалтерской (финансовой) отчетности, и без информирования указанных лиц (включая исполнительные органы Общества) о состоявшемся обсуждении.

(26) На регулярной основе оценивать качество и эффективность взаимодействия с аудитором Общества.

Комитету по аудиту рекомендуется осуществлять контроль за проведением внешнего аудита и оценку качества выполнения аудиторской проверки и заключений аудиторов, тем самым обеспечивая уверенность совета директоров в том, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества представлено содержательное, объективное и независимое заключение внешнего аудитора. В своей работе в области обеспечения качества внешнего аудита членам комитета по аудиту рекомендуется проявлять профессиональный скептицизм и критически относиться к информации, полученной от исполнительных органов и должностных лиц Общества, внешнего аудитора, а также к качеству, объективности и независимости внешнего аудита.

Дополнительные аспекты, которые рекомендуется учитывать при организации работы комитета по аудиту в части обеспечения качества внешнего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества, приводятся в Приложении 3 к настоящим Рекомендациям.

В области противодействия недобросовестным действиям работников Общества комитету по аудиту рекомендуется:

(27) Обеспечить разработку (в случае отсутствия), оценку и пересмотр политики и процедур, направленных на выявление и противодействие недобросовестным действиям работников Общества, в том числе в части:

- искажения (намеренного искажения или неполного представления данных) показателей отчетов о финансовом положении Общества;

- совершения неправомерных действий с активами Общества (фальсификация документов, вывод средств, присвоение имущества и др.);

- совершения коррупционных действий (взяточничество, подкуп должностных лиц с целью оказания воздействия на принятие решений).

(28) Совместно с исполнительными органами управления Общества осуществлять контроль за реализацией в Обществе надлежащих процедур, обеспечивающих выявление и противодействие недобросовестным действиям работников Общества.

Комитету по аудиту рекомендуется обеспечить наличие механизмов, предоставляющих возможность доведения работниками Общества выявленных проблем до уровня исполнительных органов и совета директоров Общества.

(29) Осуществлять контроль соблюдения Кодекса этики (при наличии), а также контроль организации и эффективности функционирования системы оповещения о (потенциальных) фактах недобросовестных действий работников Общества.

В области управления конфликтом интересов комитету по аудиту рекомендуется:

(30) Обеспечить разработку (в случае отсутствия), оценку и пересмотр политики и процедур, направленных на управление конфликтом интересов;

(31) Осуществлять контроль за порядком реализации политики управления конфликтом интересов.