2.6. Риск-аппетит

Обществу целесообразно применять риск-аппетит для:

- установления запретов и разрешений по величине риска, связанных с достижением бизнес-целей;

- единого понимания приемлемых рисков на всех уровнях управления Обществом;

- достижения стратегических и операционных целей за счет контроля риска в пределах допустимых границ.

Риск-аппетит (приемлемый уровень риска) отражает общекорпоративный подход к определению приемлемости рисков для Общества. После утверждения риск-аппетита все управленческие решения, включая формирование финансового плана и бюджета, рекомендуется принимать с учетом установленного риск-аппетита. Для учета риск-аппетита на разных уровнях принятия решений в Обществе рекомендуется определить подход к его каскадированию по уровням организационной структуры Общества, а также определить показатели - измеримые и контролируемые метрики отклонения от целей бизнеса:

- толерантность к риску (допустимый уровень риска) - отклонение от конкретной цели, которое Общество и заинтересованные стороны готовы принять в рамках воздействия неподконтрольных Обществу обстоятельств;

- лимиты на риск - пороговые значения рисков, связанные с конкретными показателями (например, ключевыми индикаторами риска).

Заявления о риск-аппетите целесообразно формулировать исходя из целей Общества, в том числе на очередной период бизнес-планирования, среднесрочную или долгосрочную перспективу.

Риск-аппетит может быть выражен качественно и (или) на основе количественных показателей. Качественное выражение риск-аппетита подразумевает, что риск-аппетит не имеет четких количественных показателей, то есть представляет собой общее заявление о том, что допустимо <30>, приемлемо или неприемлемо <31> для Общества в процессе реализации своей миссии и достижения поставленных целей.

--------------------------------

<30> Например, "для общества приоритетны принятые на себя обязательства по защите окружающей среды. Общество допускает отказ от каналов сбыта, негативно влияющих на их соблюдение".

<31> Например, "несчастные случаи по вине работодателя со смертельным исходом на производственных площадках неприемлемы для всех дивизионов общества".

Помимо качественного выражения риск-аппетита Обществу также рекомендуется разрабатывать количественные показатели с учетом стратегии, бизнес-целей, анализа прошлых и текущих целевых показателей. Количественные показатели <32> риск-аппетита могут быть выражены посредством целевого показателя, диапазона значений, верхнего или нижнего предела.

--------------------------------

<32> Например, "допускается снижение запланированного годового показателя EBITDA не более 1%".

При выборе параметров для определения риск-аппетита целесообразно рассмотреть возможность использования:

- стратегических параметров, таких как новые продукты, которые следует или не следует разрабатывать, показатели стратегических проектов и капитальных инвестиций;

- финансовых параметров, таких как выручка, доходность активов, доходность капитала, целевой рейтинг кредитоспособности и целевое соотношение заемного и собственного капитала;

- операционных параметров, таких как объем производства, реализация продукции, размер издержек, экологические требования, целевые показатели безопасности, качества и взаимодействия с клиентами.

Ограничения и допущения риск-аппетита

При применении концепции риск-аппетита Обществу рекомендуется учитывать ее ограничения и допущения, такие как:

- соответствие риск-аппетита ключевым стратегическим целям Общества и наличие связи с ними;

- формулирование риск-аппетита посредством обозначения четких и понятных ориентиров для принятия решений, но не подробных инструкций к действию. Риск-аппетит целесообразно сформулировать таким образом, чтобы не оставалось сомнений и исключалась двусмысленность толкования;

- изменяемость риск-аппетита - рекомендуется пересматривать риск-аппетит на регулярной основе (как минимум ежегодно) для оценки его соответствия текущей ситуации с учетом изменений внешней и внутренней среды, готовности Общества принимать риск за прошедшее время, пересмотра стратегии, бизнес-планов, ключевых показателей деятельности Общества.

- каскадирование риск-аппетита на все уровни принятия решений.